Устное народное творчество.dor_БАК_24-146-Б

Скачать тест — (Устное народное творчество.dor_БАК_24-146-Б_3fae8f34.pdf)

  1. Фамилия автора «Исторической поэтики» – это …
  2. Фамилия собирателя фольклора и создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» – это …
  3. Фамилия автора сборников «Великорусские сказки», «Великорусские загадки» – это …
  4. Основоположником русской школы заимствования был …
  5. Учение об архетипах создал …
  6. А.Н. Афанасьев выделил следующие черты мифов (выберите три варианта ответа) …
  7. Сопоставьте периоды развития русского фольклора и их характеристики:
  8. Расставьте работы А. Н. Веселовского в хронологической последовательности:
  9. А. Н. Афанасьев был автором труда … (выберите два варианта ответа)
  10. В.Я. Пропп объяснял действия героев сказки и повороты сюжета … (выберите два варианта ответа)
  11. Сказка «Белоснежка» основоположников мифологической школы братьев Гримм вызвала поэтический спор между русскими писателями В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным. Результатом поэтического состязания стали 2 сказки: «Спящая царевна» (1831) и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833, Болдино) Какое значение имеет яблоко, число 7, образ мачехи в сказках Я. и В. Гримм и А.С.Пушкина?
  12. 30 марта, славяне славили богиню любви и красоты, одну из двух небесных Рожаниц, ее имя — …
  13. 1 апреля – день пробуждения домашнего божества, которого старались развеселить, чтобы он занялся наведением уюта и привлечением достатка в семью, его имя — …
  14. 3 апреля в праздник Водопол начинался ледоход и разлив рек. В этот день просыпался …
  15. Календарные системы славян – это … (выберите три варианта ответа)
  16. Основные обрядовые циклы, которые существовали в традиционной культуре славян, — это циклы … (выберите два варианта ответа)
  17. В древности славянский календарь назывался … (выберите два варианта ответа)
  18. Сопоставьте астрономические явления и даты их проявления:
  19. Расставьте весенние и летние месяцы в правильной последовательности:
  20. Годовое Колесо – это Коло …
  21. Сопоставьте современные названиями зимних месяцев и их славянские варианты:
  22. Дерево – символическая универсалия, которая имеется во всех мифолого-фольклорных системах мира. Какие виды деревьев представлены в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар», романе Л.Н. Толстого «Война и мир», пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»? Какой комплекс значений включают образы этих деревьев? К какому мифологическому образу восходят эти деревья?
  23. Группа обрядов, отмечающихся в кругу семьи, участвовать могут соседи, вся деревня (даже две в случае свадьбы), но в центре обряда стоит конкретная семья (или две), выполняющая роль хозяев праздника, – это … обряды
  24. Славянская свадебная церемония, когда будущие родственники (родители) посещали друг друга, чтобы оценить невесту и общие условия, в которых предстояло жить невесте после замужества, – это …
  25. На славянской свадебной церемонии забирания невесты из родительского дома жениху предстояло выдержать ряд шуточных испытаний и выкупить невесту, – это … (укажите словосочетание)
  26. Неверно, что к семейным обрядам можно отнести …
  27. Неверно, что в перечень обрядов, составляющих ритуальную биографию человека или жизненный цикл, можно отнести …
  28. В восточнославянской свадьбе различают следы наслоений нескольких эпох, в частности, это … (выберите три варианта ответа)
  29. Сопоставьте названия обрядов и их содержание:
  30. Сопоставьте похоронные обряды и их названия:
  31. Расположите стадии свадебного ритуала у славян в правильной последовательности:
  32. За день до свадьбы будущая тёща печет, посылая в дом жениха …
  33. В фильме «Он – дракон» (реж. Индар Джендубаев) показан обряд совершения древней свадьбы. Во время совершения свадебного обряда Мирослава плывет на лодке к жениху Игорю. К носу лодки привязана веревка, конец которой находится у Игоря в руках. Он и должен подтянуть лодку с Мирославой к себе. Что означает именно такой свадебный ритуал?
  34. Небольшие по объёму фольклорные произведения, которые связаны с детством человека, помогают ему расти и развиваться, постигать мир, – это … жанры фольклора
  35. Паремии (от греч. Paremia – «притча») – это … жанр фольклора
  36. Краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость, – это …
  37. Неверно, что к малым жанрам фольклора относятся …
  38. Жанр высказывания «От топота копыт пыль по полю летит» – это …
  39. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – это …
  40. Сопоставьте малые жанрами и их значение:
  41. Расположите работы В. И. Даля в хронологической последовательности:
  42. Заговор основывался на … (выберите три варианта ответа)
  43. Сопоставьте малые жанры и их значение:
  44. Прочитайте «Слово о полку Игореве». Оно содержит много языческих, и следовательно, фольклорных элементов. Евфросиния Ярославна произносит заговор, обращаясь к силам природы. Сколько раз обращается к силам природы? К кому она обращается? Объясните ее выбор.
  45. Народная проза, сказания, которые воспевают подвиги, повествуют о каком-либо событии или герое, – это … произведения
  46. Обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки, исполняемые под музыку, – это … жанры
  47. Народные сценические представления, создававшиеся на основе народнопоэтического творчества (обрядовые и театральные представления), – это … драма
  48. Древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI-XVI веков – это … (выберите два варианта ответа)
  49. Термин былины был введён … (выберите три варианта ответа)
  50. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – это богатыри … цикла
  51. Сопоставьте роды и соответствующие им жанры:
  52. Расставьте этапы развития былин согласно теории ученого-фольклориста С.Н. Aзбeлeва:
  53. Большие жанры фольклора включают … произведения (выберите три варианта ответа)
  54. Неверно, что к новгородскому циклу относится …
  55. Богатыри – герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги патриотического характера. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Образ богатыря защитника укоренился в русской литературе. В отрывке представлено описание русского богатыря (см. ниже).   С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил. Дугой спина у дедушки. Сначала все боялась я, Как в низенькую горенку Входил он: ну распрямится? Пробьет дыру медведице В светелке головой! Да распрямиться дедушка Не мог: ему уж стукнуло. По сказкам, сто годов.   Определите имя автора произведения, имя героя.
  56. Символическое повествование, возникшее в первобытном обществе и служившее для носителя объяснением реальности, – это …
  57. Особая форма человеческого сознания, для которой миф не фикция, а подлинная необходимость, – это … сознание
  58. Эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов – это фольклорная …
  59. Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки) – это … (выберите три варианта ответа)
  60. В образах мудрых дев Василисы Премудрой, Марьи Моревны, Елены Прекрасной, обладающих сверхъестественными способностями и помогающих герою, видно превосходство женщины над мужчиной — это отражение эпохи …
  61. Баба-Яга – это … (выберите два варианта ответа)
  62. Сопоставьте термины и время их бытования:
  63. Расположите элементы композиции волшебной сказки в правильной последовательности:
  64. В волшебной сказке три брата, тридесятое царство, три задачи, три головы у Змея – это реализация …
  65. Особенности кумулятивных сказок – это … (выберите три варианта ответа)
  66. Вы получили задание написать сценарий. Информация из данного отрывка спасла вас от мук творчества: вы нашли источник вдохновения, определились с героями, их сюжетными функциями и обязательным Happy Endом: «Из воспоминаний Изалия Земцовского, фольклориста-музыковеда, который ныне живет в Америке, я узнал, что американская писательница и сценаристка голливудских фильмов Виктория Нельсон говорила следующее: «У нас в Голливуде есть популярная и безотказная спасительная формула. Когда нужно в одной фразе изложить суть будущего фильма, особенно в случае хитрого комбинирования, например, двух сюжетов, опытные мастера-сценаристы советуют обратиться к этой книге. Выведенные автором законы работают и в кинематографии. Книга этого автора – второе американское издание 1968 г. – перепечатывалась в США уже не менее 20 раз. Все сценаристы ее имеют. Это их рабочая Библия…» Назовите автора, книгу и причину, по которой «ее имеют все сценаристы».
  67. Песня, посвящённая конкретным событиям и реальным лицам русской истории, – это … песня
  68. Песня, раскрывающая мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, – это … песня
  69. Лироэпические песни о трагичес¬ком событии – это народная …
  70. Неверно, что исторические песни слагались и исполнялись в … среде
  71. Жанр исторической песни был создан в период борьбы против …
  72. «Песня о Евпатии Коловрате», «Песня об Авдотье Рязаночке» – это …
  73. Сопоставьте циклы и соответствующие им песни:
  74. Расположите в хронологической последовательности восстания под предводительством Емельяна Пугачева, Кондрата Булавина, Степана Разина:
  75. Неверно, что в ранних исторических песнях о трагических событиях 1237 года …
  76. Новая форма исторической песни – лироэпическая, где нет развернутого повествования и сложных фабул, стала складываться в фольклоре конца …
  77. Осоз¬нан¬ная любовь, привязанность к ней, преданность ей и готовность к жертвам ради неё – это качества, присущие каждому человеку, который считает себя патриотом. Именно патриоты и слагали когда-то исторические песни, сострадая народу стране. Почему исторических песен нет сейчас?
  78. Русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты – это … стихи
  79. Особая социальная группа, состоявшая из представителей церковного сословия и близких к церкви людей, появившаяся на Руси в X веке после принятия христианства, – это … перехожие
  80. Мышление, образ мыслей, душевный склад), специфический способ «переживания жизни» (Шпенглер), характерный для того или иного этноса, – это национальный …
  81. Силлабический стих – это …
  82. Неверно, что народные названия духовных стихов – это …
  83. Главный признак духовных стихов – это противопоставление …
  84. Сопоставьте жанры и их характерные черты:
  85. Расположите историю исследований драматических произведений в хронологической последовательности:
  86. Старинное название анекдота – это …
  87. Термин «частушка» был введён писателем …
  88. Раёк — народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Почему исчез раёк? Что стало предпосылкой этого?
  89. Фамилия английского учёного, который в 1846 году для обозначения художественной (предания, танцы, музыка) и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа ввёл термин фольклор, – это …
  90. Фамилия основоположника русской мифологической школы – это …
  91. Фамилия автора сборника «Загадки русского народа» – это …
  92. Предтечей мифологической школы в Европе стал …
  93. Творческая деятельность народа: поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, художественное и декоративно-прикладное искусство – все, что несет отпечаток быта, а также является воплощением взглядов, идеалов и стремлений людей, – это…
  94. В переводе с английского языка слово folklore – это …
  95. Сопоставьте отличительные признаки русского фольклора и их определения:
  96. Сопоставьте фольклористику и науки, с которыми она взаимодействует:
  97. Сопоставьте школы фольклористики и их специфические подходы и методы:
  98. Расставьте в хронологическом порядке деятельность ученых-фольклористов:
  99. Расставьте в хронологическом порядке этнические группы:
  100. Проявление всех форм и видов культуры коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением популярных песен, – это …
  101. Дерево, которое у славян было живой схемой Вселенной, – это …
  102. Южные и восточные славяне имели традицию отсчитывать новый год с начала …
  103. Симбиоз законов природы, осмысление закономерностей человеческой жизни способствовало возникновению трех видов сложных ритуалов и обрядов – это … (выберите три варианта ответа)
  104. Цель календарных праздников – это …
  105. Природный календарь славян основан на … главных точках
  106. Сопоставьте названия и значения зимних славянских праздников …
  107. Сопоставьте главные славянские праздники и их даты:
  108. Сопоставьте славянские праздники и заменившие их христианские праздники:
  109. Расположите праздники в правильной последовательности:
  110. Расставьте в хронологическом порядке славянские праздники:
  111. Славяне, избравши семейство, с которым не стыдно было завести родственную связь, для предварительного объяснения посылали к родителям невесты …
  112. Двухстороннее соглашение, которое давало старт свадебным приготовлениям, – это …
  113. Вид плача, близкого к похоронным, так как уход в солдаты в народе приравнивался к смерти, – это … плачи
  114. Свадебное платье невесты украшалось обережной вышивкой, которая была чистой и аккуратной с обеих сторон, так как лицевая сторона вышивки предназначалась для людей, изнаночная – для …
  115. Женский свадебный костюм мог включать … (выберите три варианта ответа)
  116. Ритуальное дерево, около которого совершался свадебный обряд, – это …
  117. Установите соответствие между пословицами и частями свадебного обряда:
  118. Сопоставьте песни и их назначение:
  119. Сопоставьте составляющие похоронного обряда и их содержание:
  120. Восстановите верную последовательность похоронного обряда:
  121. Расставьте в хронологическом порядке этапы свадебного обряда:
  122. Фамилия создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» – это …
  123. Краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение., которое фольклористика относит к фразеологизмам, – это …
  124. В основе историй о приключениях барона Мюнхгаузена в изложении Эриха М. Распе лежит один из малых жанров фольклора, которые называется …
  125. Обряд, который В.А. Жуковский описал так: «…В чашу с чистою водой / Клали перстень золотой, / Серьги изумрудны…», называется …
  126. Для защиты люди чертят вокруг себя круг мелом, а в конце ритуала говорят три раза «Чур меня!», крестятся и убегают, не оборачиваясь. Чур – это …
  127. В заговоре чаще всего использовались сакральные объекты, которые назывались … (выберите три варианта ответа)
  128. Установите соответствие между жанрами и их примерами:
  129. Установите соответствие между жанрами и их примерами:
  130. Расположите части заговорного текста в правильной последовательности:
  131. Расставьте в хронологическом порядке произведения, сюжет которых был построен на небылицах:
  132. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал – это добро и …
  133. Ученые-фольклористы – это … (выберите три варианта ответа)
  134. Самые ранние былинные герои – это … (выберите два варианта ответа)
  135. Художественно-выразительное средство, которое используется в описании (см. ниже) былинного героя, – это …   «…Как говорит татарин таково слово: «Есть у нас поганое Идолище, А росту две сажени печатныих, В ширину сажень была печатная, А головище – что ведь лютое лоханище, Глазища – что ведь пивные чашища, А нос-от ведь на роже с локоть был…»
  136. Новгородские богатыри не совершают ратных подвигов, так как …
  137. Фольклор имеет жанры … (выберите два варианта ответа)
  138. Установите соответствие между именами богатырей киевского цикла и их отличительными признаками:
  139. Установите соответствие между именами героев новгородского цикла и их отличительными признаками:
  140. Расставьте этапы развития былин в соответствии с теорией ученого-фольклориста B. П. Aникина:
  141. Расставьте этапы развития былин в соответствии с теорией историка Б. A. Pыбaкoва:
  142. Повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют сказочные персонажи, – это … сказка
  143. Ритмизованные прозаические фразы – это … формулы
  144. Некогда распространённая и до сих пор ещё существующая религиозно-социальная система, в основе которой лежит культ тотема, – это …
  145. В бытовой сказке главный герой – это …
  146. Особенности сказок о животных – это … (выберите три варианта ответа)
  147. Основной трикстер русской сказки – это …
  148. Установите соответствие между типами сказок и их отличительными признаками:
  149. Установите соответствие между именами ученых и их классификациями:
  150. Укажите хронологическую последовательность появления классификаций ученых-фольклористов:
  151. Укажите хронологическую последовательность появления значимых в области русского сказковедения работ:
  152. В течение 5-6 столетий создавались … песни
  153. Фамилия донского казака, атамана Войска Донского, предводителя восстания 1667-1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России, — это …
  154. Фамилия донского казакв, предводителя Крестьянской войны 1773-1775 годов в России – это …
  155. Изображение психологических переживаний человека, воссоздание внутренней жизни героя в eё динамике – это …
  156. В исторических песнях начала XVIII века вводится новый песенный персонаж – это …
  157. Неверно, что в песнях разинского цикла есть тема …
  158. Неверно, что среди исторических типов баллад можно выделить …
  159. Установите соответствие между песнями и создавшей их средой:
  160. Установите соответствие между типами баллд и примерами к ним:
  161. Расположите этапы развития исторической песни в соответствии с представлениями современной фольклористики:
  162. Расставьте исторических личностей в хронологическом порядке:
  163. Способность произведения раскрывать разные грани и аспекты, делая его шире, глубже и увлекательнее, – это …
  164. Временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях в России в XVIII-XIX веках, – это …
  165. Пьеса, название которой происходит от слова рай, поскольку содержание составляла история об Адаме и Еве и их изгнании – это …
  166. Фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста – это …
  167. Неверно, что частушка называется …
  168. Неверно, что выделяются духовные стихи …
  169. Неверно, что старшие духовные стихи …
  170. Установите соответствие между драматическими произведениями циклами и их типами:
  171. Установите соответствие между средствами создания комизма и их определениями:
  172. Расположите представителей искусства, творивших в литературе в хронологической последовательности:
  173. Расставьте в хронологическом порядке жанры народного творчества:
  174. Установите соответствие между этапами заговора и их назначением:
  175. Одним из основных отличительных признаков русского фольклора (в узком смысле слова) является вариативность – бытование всех фольклорных текстов в нескольких вариантах, каждый из которых равноправен по отношению к другому. Даны варианты сказки «Медведь на липовой ноге» (см. ниже).     1 вариант (…) Старик взял да и отсёк медведю топором лапу; ушёл домой с лапой и отдал старухе: – Вари, старуха, медвежью лапу. Старуха сейчас взяла, содрала кожу, села на неё и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться. Медведь ревел, ревел, надумался и сделал себе липовую лапу; идёт к старику на деревяшке и поёт: – Скрипи, нога, Скрипи, липовая! И вода-то спит, И земля-то спит, И по селам спят, По деревням спят; Одна баба не спит, На моей коже сидит, Мою шёрстку прядёт, Моё мясо варит, Мою кожу сушит. В те поры старик и старуха испугались.Старик спрятался на полати под корыто, а старуха на печь под чёрные рубахи. Медведь взошёл в избу; старик со страху кряхтит под корытом, а старуха закашляла. Медведь нашёл их, взял да и съел.   2 вариант (…) – Да кто же репу нарвал? Если бы люди, так унесли бы. Наверное, это медведь проказит! Поди-ка, старик, покарауль вора! Старик взял топор и пошел караулить на ночь. Лег под плетень и лежит. Вдруг приходит медведь и давай таскать репу – нагреб целое беремя и полез через плетень. Старик вскочил, бросил в него топором и отрубил ему лапу. Сам убежал, спрятался. Заревел медведь и ушел на трех лапах в лес. Старик взял отрубленную лапу, принес домой: – На, старуха, вари. Старуха ободрала медвежью лапу, варить поставила, шерсть с кожи общипала, на кожу села и начала шерсть прясть. Старуха прядет. А медведь сделал себе липовую ногу и пошел к старику со старухой. Вот медведь идет, нога поскрипывает, он сам приговаривает: – Скырлы, скырлы, скырлы, На липовой ноге, На березовой клюке. Все по селам спят, По деревням спят, Одна баба не спит – На моей коже сидит, Мою шерсть прядёт, Мое мясо варит. Старуха услышала это и говорит: –  Поди-ка ты, старик, запри дверь, медведь идет… А медведь уже в сени вошел, дверь отворяет, сам приговаривает: –  Скырлы, скырлы, скырлы, На липовой ноге, На березовой клюке. Все по селам спят, По деревням спят, Одна баба не спит – На моей коже сидит, Мою шерсть прядёт, Мое мясо варит. В те поры старик со старухой испугались.Старик спрятался на полати под корыто, а старуха – на печь, под черные рубахи. Медведь влез в избу, стал искать старика со старухой да и угодил в подполье. Тут собрался народ, и убили медведя…   Объясните значение вариантов сказки.
  176. Прочитайте сказку «Белоснежка» основоположников мифологической школы братьев Гримм с точки зрения методологий разных фольклорных школ. Какое значение имеют сюжетная линия проживание одной женщины с гномами?
  177. Дан отрывок из рассказа Л.С. Петрушевской «Свой круг» (см. ниже).   (…) и вот наступила Пасха, я испекла пироги, раздвинула стол, застелила его скатертью, расставила тарелки, рюмки, салаты, колбасу и сыр, хлеб, было даже немного яблок, материна подруга подарила, принесла кулек редких по весеннему времени яблок и крашеных яиц, и я отнесла часть на кладбище, покрошила птицам на дощечку, и мы с Алешей тоже поели. Помню, что кругом в оградах стояли люди, возбужденно разговаривали, пили на воздухе, закусывали, у нас еще сохранились эти традиции пасхальных пикников на кладбищах, когда кажется, что все обошлось в конце концов хорошо, покойники лежат хорошо, за них пьют, убраны могилки, воздух свежий, птицы, никто не забыт и ничто не забыто, и у всех так же будет, все пройдет и закончится так же мирно и благополучно, с бумажными цветами, фотографиями на керамике, птичками в воздухе и крашеными яйцами прямо в земле. Алеша, мне кажется, поборол свой страх, сажал со мной рассаду маргариток все смелей и смелей в этой земле, почва у нас в Люблине чистая и песчаная, родителей я сожгла, только кубки с пеплом стояли в глубине, ничего страшного, все позади, и Алеша бегал и поливал, а потом мы сходили помыли руки и ели яйца, хлеб и яблоки, а остатки разложили и покрошили, как это делали на других, соседних могилах многочисленные посетители. И когда мы ехали домой, в автобусе и метро все хоть и были под банкой, но какие-то дружные, благостные, словно заглянули в загробный мир и увидели там свежий воздух и пластмассовые цветы и дружно выпили за это дело.   В ткань рассказа Л.С. Петрушевской «Свой круг» имплицирован обряд поедания пасхальных кушаний. В чем смысл обряда? Какую роль он играет в развитии действия?
  178. Дан отрывок из романа Марии Семеновой «Валькирия. Тот, кого я всегда жду» (см. ниже).   «(…) Галатский Самхэйн наступал в первый день нашего месяца грудня. Галаты делили год пополам, на зиму и лето, и в Самхэйн распахивались ворота зимы, выпуская холод и смерть на долгих полгода, до праздника весенних огней. Скверный день, этот Самхэйн, а того хуже ночь перед ним. … … в этой ночи падали все препоны между мирами и время рвалось, как полотно, открывая лик вечности, и зловещие древние силы выламывались из узды, наложенной когда-то Богами… Почти, как у нас в Корочун, только наш праздник был светел, он солнышко у весне поворачивал, а Самхэйн ничего доброго не сулил… (…) и ужас вошёл под рёбра, как ледяное копьё. Передо мной возвышалась, царапая небо ветвями, Злая Берёза, а у Берёзы, как белое изваяние, стоял нагой привязанный человек. Мне сперва показалось, снег на нём уже и не таял. Летящее пламя позёмки окутывало его, половина тела пряталась в непроглядной тени, но не узнать Мстивоя было нельзя. Недвижимый, беспомощный, он был по-прежнему столь грозен и горд, что молодой сторож его боялся и не мог того утаить! Погибельная ярость выдернула из ножен мой меч и почти подняла меня в нерассуждающем зверином прыжке. (…) Я сдёрнула с убитого хороший меховой плащ. Ярун отодрал от дерева и подхватил неподъёмное, негнущееся тело – с клочьями кожи, оставшимися на белой коре, с клочьями берёсты, примёрзшими к коже… Молчан щетинил загривок и свирепо рычал. Помогая ножом, я срывала с Вихорко полушубок, сапоги, тёплые меховые штаны… Ярун уложил варяга на плащ. Ствол Берёзы до самых корней был тёмен от крови. Мы молча схватили плащ за два конца и кинулись напрямик через поле, туда, где спасительный лес был ближе всего. Мелькнула шалая мысль: догола облупить бы этого Вихорко да поставить вместо вождя… Мы услышали крики, но не обернулись, ни я, ни побратим. Мы бежали и волокли плащ через рытвины и канавы. Вождь так и не промолвил ни звука, и не было времени глянуть ему в лицо, припасть ухом к груди. Может, душа его так и осталась подле Берёзы, пригвождённая третьим нарушенным гейсом…»   Что это за праздник – Самхейн? Почему он так страшен для варяга Мстивоя?
  179. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» ключевой является сцена свидания в овраге, воспроизводящая семантику и структуру свадебного обряда. Литература актуализирует исконные мифолого-фольклорные представления об амбивалентности свадебного обряда, который, редуцируясь в новом времени, восстанавливает непрерывность культурного развития. Для невесты брак – это символическая смерть и последующее рождение в новом качестве. Эта перемена статуса для Катерины уже состоялась, теперь она принадлежит роду Кабановых и зовет свекровь матушкой. Но замужество было без любви, и в овраге совершается подлинный брак. Однако поскольку этот брак противозаконный и в роли жениха выступает чужой, на первый план в организации этой сцены выходят мотивы смерти. Покрывшись белым платком, Катерина спускается в овраг к Борису. Образ белого платка является символом одновременно и подвенечного убора, и погребального савана. Кроме того, Катерина отдает Борису свою волю («…нет у меня воли»). В обряде только после этого действия невеста может поднять глаза на жениха, как это делает Катерина. Какое значение имеет сцена в овраге?
  180. Универсальность фольклорных обрядов состоит в том, что они воспроизводятся в искусстве и без воли автора – писателя, режиссера, художника. Вспомните сцену крестин из фильма «Крёстный отец» американского режиссера Фрэнсиса Форда Копполы. Какую смысловую нагрузку имеет обряд крещения в фильме? Почему он перемежается с сценами убийства?
  181. Понятие коммуникативного пространства, введенное Б.М. Гаспаровым, призвано обозначить некую мысленно представляемую среду, духовный ландшафт, в который погружено высказывание и который необходим для того, чтобы создать или интерпретировать сообщение. Уникальным ориентиром на этой духовной картине местности является эпиграф. Эпиграф – коммуникативный знак, сущность которого создается и обнаруживается только в процессе функционирования. Функционированием для эпиграфа можно считать его включение в структуру генетически чужого для него текста. Эпиграф как элемент текста полифункционален. Основной и универсальной его функцией как в художественном, так и в нехудожественном произведении является диалогизирующая: эпиграф – один из способов диалогизации монолога, введения в него иной, неавторской точки зрения. Какие пословицы стали эпиграфами к литературным произведения?
  182. В заголовок пьесы А.Н. Островский вынес пословицу «Свои люди – сочтёмся». Что такое пословица? Каково значение пословицы Свои люди – сочтёмся как эпиграфа?
  183. В современной культурной среде былина уже не воспринимается в качестве достоверного переносчика морально-нравственных ценностей прошлого. Назовите произведения, в которых герои имеют черты былинных богатырей. Какой подвиг он совершает? При каких обстоятельствах?
  184. Илья Муромец – один из главных героев древнерусского и русского былинного эпоса. Богатырь, крестьянский сын, выходец из Северо-Восточной Руси, приехавший на службу в Киев к князю Владимиру; возглавил оборону Древней Руси. Почему Илья сидел 30 лет и три года?
  185. Схожесть фольклорных и литературных сюжетов объясняется неизменностью структуры человеческой психики. Созданные тысячелетия назад фольклорные сюжетные линии остаются неизменными также на протяжении долгого времени. Остаются они актуальными и по сей день. Укажите произведения, построенные по сказочной схеме: потеря – поиск – обретение.
  186. Сказочные формулы актуальны и для мира кино, так как кинофильмы снимают по сценариям – литературным произведениям. Укажите фильмы, в основе сюжета которых лежит сюжет о Золушке.
  187. Лирическая песня всегда связана с бытом русского народа, это подлинная художественная энциклопедия народной жизни, глубоко поэтическая, задушевная и многообразная. Коллективный характер народной поэзии особенно заметен в поэзии лирической (обрядовые песни, необрядовые песни о чувствах, страсти, предрассудках, суевериях), она формирует его ментальность. Народная лирика – это выражение отношения к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств и настроений. Сейчас лирическая песня актуальна?
  188. Баллада – это лирико-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета. В основе баллады – необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека. Можно ли назвать «Песни северных южан» (2001) Марии Михайловны Степановой сборником баллад?
  189. Острóты имеют свою логику. Суть хорошего анекдота в парадоксе и неожиданном смысловом разрешении в самом конце, оно и рождает смех. Основа анекдота – игра слов или ассоциации, требующие дополнительных знаний. Алгоритм анекдота – пародия, имитация исторических преданий, легенд, натуральных очерков и т. п. В ходе импровизированных семиотических преобразований рождается текст, который, вызывая катарсис, доставляет эстетическое удовольствие. Почему исчезает анекдот? Что стало предпосылкой этого?
  190. Петрушка – перчаточная балаганная кукла, персонаж русского народного кукольного театра. Петрушка – главный русский шут, потешник, остряк в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп. Назовите французского прототипа Петрушки.