Актуальные проблемы текста и дискурса.dor_МАГ_23-012-М_230901

Скачать тест — (Актуальные проблемы текста и дискурса.dor_МАГ_23-0_7a00a43b.pdf)

  1. В настоящее время феномен текста исследуется с позиций …
  2. Ошибочное определение для описания термина «текст» – это …
  3. … представил универсальное определение термина «текст»
  4. В приведенном ниже примере выделенное курсивом слово является заменой … «Озоновый слой тоньше в экваториальных районах и толще в полярных. Он отличается значительной изменчивостью во времени и по территории (до 20 %) вследствие колебаний солнечной радиации и циркуляции атмосферы, что маскирует антропогенные воздействия».
  5. … – это философская система, в которой человек считается центром Вселенной, где человек рассматривается как что-то отдельное и превосходящее природу
  6. Повтор слова или словоформы, однокоренных слов в тексте для сохранения единство темы текста называется …
  7. … замена представляет собой замену слова в предложении близким по значению другим словом или словосочетанием
  8. Установите соответствие между примерами и названиями средств связи:
  9. Установите в правильной последовательности этапы построения текста рассуждения:
  10. … – это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой; законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение
  11. Изучение … как системы высшего ранга предполагает признание того, что текст есть некое сложное единство, структурно-семантическое образование, отличное от простой последовательности предложений
  12. Текст – это не только последовательность знаков, но и первоэлемент, базисная единица культуры, при этом сама культура может пониматься как сумма текстов и соотнесенного с ними набора в общей модели культуры. Это определение ближе всего относится к такой науке, как:
  13. … описывает различные ментальные структуры представления концептуального пространства текста, механизмы порождения и декодирования смысла.
  14. «Коммуникация» – это …
  15. К лексическим средствам связи в тексте не относится такие, как:
  16. Установите соответствие науки и функциями ее в изучении текста:
  17. Установите соответствие между названием текста и его определением:
  18. Расположите в правильной последовательности этапов работы над текстом:
  19. Расположите в правильной последовательности этапов написания текста:
  20. Текст – это истинный стык лингвистики и культурологии, так как он принадлежит языку и является его высшим ярусом, в тоже время текст есть форма существования культуры. К какой науке это определение ближе всего относится?
  21. … – это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой; законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение
  22. Изучение … как системы высшего ранга предполагает признание того, что текст есть некое сложное единство, структурно-семантическое образование, отличное от простой последовательности предложений
  23. Текст – это не только последовательность знаков, но и первоэлемент, базисная единица культуры, при этом сама культура может пониматься как сумма текстов и соотнесенного с ними набора в общей модели культуры. Это определение ближе всего относится к такой науке, как:
  24. … описывает различные ментальные структуры представления концептуального пространства текста, механизмы порождения и декодирования смысла.
  25. «Коммуникация» – это …
  26. К лексическим средствам связи в тексте не относится такие, как:
  27. Установите соответствие науки и функциями ее в изучении текста:
  28. Расположите в правильной последовательности этапов работы над текстом:
  29. Расположите в правильной последовательности этапов написания текста:
  30. … – это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение
  31. … бытийный дискурс ‒ это аналогическое (переносное) и аллегорическое (символическое) развитие идеи через повествование и описание
  32. … дискурс представляет собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений.
  33. В институциональном дискурсе есть несколько типов (жанров). «‒Ну,ты что? ‒Да, я вот, тут. ‒А, ну ладно». Этот примет высказывания относится к такому типу дискурса, как:
  34. Отечественный лингвист Е. В. Ерофеева указывает на цельность текста, на коммуникативный двусторонний диалектический процесс между адресантом и реципиентом
  35. Установите соответствие между классификацией дискурса и видами дискурса:
  36. Установите соответствие между признаками институционального дискурса и их свойствами:
  37. Расположите в правильной последовательности этапы подготовки речи:
  38. Расположите в правильной последовательности структуру текста-повествования:
  39. … – это всегда интерпретатор, независимо от того, осуществляется ли интерпретация бессознательно или на осознанном уровне, уровне текста
  40. Пример … темы: Воскресную прогулку пришлось отложить, а прогулка, намеченная на понедельник, оказалась очень неудачной.
  41. Пример … на реме: СОТНЮ я за нее отдала! Эмфаза на теме: Такую огромную котлету мне ни за ЧТО не съесть!
  42. «Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него». Данный пример более подходит к … речи (укажите 2 варианта ответа)
  43. … – это текст, взятый в событийной аспекте, социально- направленный и включающий в себя экстралингвистические факторы
  44. … предполагает выражение говорящим сильных чувств по поводу ненормативных явлений жизни.
  45. … определяет тему так: Тема в самом общем смысле – это то, о чем идет речь, или – более научно и менее широко – «то, относительно чего нечто утверждается в данном предложении», если только не понимать слово утверждается буквально.
  46. Дано предложение «Апполон сполз на бетон лестничной площадки». Установите соответствие между темой, ремой, расшиителями и их примерами:
  47. Установите соответствие между терминами и определениями:
  48. Установите правильную последовательность этапов подготовки к публичному выступлению:
  49. Установите правильную последовательность этапов произнесения речи:
  50. … метод основан на выведении сложных синтаксических структур из простых с помощью небольшого набора правил преобразования (трансформаций)
  51. … анализ основан на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте
  52. Нарративная структура – это совокупность формальных моделей, которые сегментируют и организуют …
  53. …– абсолютно сильная позиция текста, его эмоциональная и содержательная кульминация.
  54. … основан на выведении сложных синтаксических структур из простых с помощью небольшого набора правил преобразования.
  55. …– это разложение значения на минимальные семантические составляющие – семы. Каждая сема – это отражение в сознании носителей
  56. Установите соответствие между функциями текста их характеристиками:
  57. Установите соответствие между стилями речи и письменными формами речи:
  58. Установите правильный порядок проведения эксперимента при исследовании текста:
  59. Расположите в правильной последовательности этапы процедуры контент-анализа:
  60. … модус – это исходная, фундаментальная и более простая форма существования языка, а письменный дискурс является производным от устного и представляет собой более позднюю, вторичную разновидность языка – и в онтогенезе, и в филогенезе
  61. … стиль ограничивается, как правило, обиходными, бытовыми сюжетами
  62. … стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
  63. … – отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие, и понимание услышанного.
  64. Одним из ключевых понятий теории анализа дискурса, которая представляет дискурс в контексте исторически изменяющихся структур является дискурсивная формация под авторством …
  65. Коммуникативные события, участники этих событий, перформативная информация и «не-события» — обстоятельства, сопровождающие события; социокультурный фон являются … дискурса.
  66. Установите соответствие между функциональными стилями речи и их характеристиками:
  67. Установите соответствие между функциональными стилями речи и их характеристиками:
  68. Установите правильную последовательность объектов анализа, которые последовательно попадают в фокус внимания дискурсолога:
  69. Установите правильный порядок этапов критического дискурс-анлиза Номана Фэйрклау:
  70. … акт – речевое взаимодействие говорящего и слушателя для достижения определенных перлокутивных целей говорящего путем конструирования ими дискурсивного значения по ходу общения
  71. Самым большим элементом в структуре дискурса является речевое … (speech event) по Ван Дейкк (1989 г.), которое определяют как завершенное речевое общение, разговор, интеракцию, которая соответствует в речи макродиалогу или (макро)тексту
  72. … повтор подразумевает собой намеренный повтор слова, фразы или предложения и распространен как в поэзии, так и в прозе.
  73. … – один из наиболее активно изучаемых аспектов языка. Понимаемая под этим термином способность человека соотносить языковые выражения с предметами и явлениями
  74. Макроструктура представлена в трудах известного нидерландского исследователя дискурса (и выдающегося организатора лингвистики текста и впоследствии дискурсивного анализа как научных дисциплин) …
  75. … – это, когда связность текста достигается при помощи повторов лексических единиц и их чередования в разных формах, за счет слов и словосочетаний, входящих в одну тематическую сферу, а также путем развертывания синонимических и других видов отношений.
  76. Установите соответствие между понятиями и их обозначениями:
  77. Установите соответствие между основными аспектами культуры речи и их содержательными характеристиками:
  78. Укажите правильную последовательность учебно-речевых ситуаций урока контроля знаний и умений:
  79. Расположите категории деления типов текстов по принципу конкретизации сферы коммуникации (от более общего к частному):
  80. Для … важен процесс общения, а для мужчин – результат
  81. Если информанты знают или подозревают, что за ними наблюдают, то их речь обычно становится менее непринужденной, происходит сдвиг в сторону более формального стиля общения. В дискурс-теории такое явление получило название «парадокс …»
  82. В качестве примера нотационной символики, которая удовлетворяет большинству принципов может выступать …
  83. В парадигме … психологии дискурс рассматривается как ситуативное использование языка в текстах и речи повседневной практики общения
  84. … – аналогичные речи эпизоды (ситуации) человеческой деятельности, развернутые в действительном времени и значимые для вовлеченных в них людей
  85. … – значимая для соответствующих групп людей система правил понимания (интерпретации) подобных эпизодов и/или их создания
  86. Укажите правильную последовательность развития науки о красноречии в древних государствах:
  87. Укажите правильную последовательность этапов педагогического общения:
  88. Количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей называется … — анализ
  89. … лингвистика – это направление в прикладной лингвистике, ориентированное на использование компьютерных инструментов – программ, компьютерных технологий организации и обработки данных – для моделирования функционирования языка в тех или иных условиях, ситуациях, проблемных сферах
  90. … занимается разработкой общих принципов построения и использованием лингвистических корпусов, т. е. коллекций текстов, специально отобранных и размеченных по различным лингвистическим параметрам и обеспеченных системой поиска
  91. Установите соответствие между категориями текстов и их содержательными характеристиками:
  92. Установите соответствие между стилями педагогического общения и их характеристиками:
  93. Укажите правильную последовательность расположения элементов делового письма (сверху вниз):
  94. Укажите правильную последовательность действий автора научной публикации, с помощью которых он эксплицирует свой речевой замысел:
  95. … … – это один из функционально-смысловых типов текста, раскрывающий характерные свойства и качества предметов и явлений
  96. … коммуникация – это осуществляемое преимущественно в текстовом виде взаимодействие человека с человеком, опосредованное связанными в сеть компьютерами или мобильной телефонией
  97. … – это публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса
  98. … – основоположник квантитативной лингвистики и пионер естественно-научного подхода к языковым явлениям и процессам языковой саморегуляции
  99. … лингвистика – это направление в прикладной лингвистике, ориентированное на использование компьютерных инструментов – программ, компьютерных технологий организации и обработки данных для моделирования функционирования языка в тех или иных условиях, ситуациях, проблемных сферах
  100. Одним из главных преимуществ использования математических моделей в лингвистике является возможность … анализа языка
  101. Одним из наиболее популярных видов математических моделей, используемых в лингвистике, являются …
  102. … придает математическую форму языковым механизмам, порождающим структуры и зависимости
  103. Укажите правильную последовательность этапов порождения речевого высказывания:
  104. Установите соответствие между видами языковых норм и регламентирующими их правилами:
  105. Установите соответствие между разделами языкознания и их категориями:
  106. Укажите правильную последовательность этапов написания текста:
  107. … – это модель особым образом преобразованного текста, модель рангового распределения частот употребления единиц в тексте. Частотный словарь включает
  108. Прочитайте текст. «Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются всё новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений», и вы, конечно же, составляли уравнения реакций для их осуществления. Вспомним, в чём заключается суть этих превращений». К какому функциональному стилю относится приведенный текст?
  109. Прочитайте текст. «Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломленные шумной встречей и всё еще розовые от холода, сидели за столом и пили чай. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз». К какому функциональному стилю относится приведенный текст?
  110. Прочитайте фрагмент романа И.Гончарова «Обломов», описывающий попытку главного героя отсрочить переезд с квартиры с помощью письма к домовладельцу. «Милостивый государь! Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предполагаете произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной, вследствие долгого пребывания в сем доме, привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира…». К какому виду деловых писем относится данный текст?
  111. Прочитайте фрагмент романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». «– Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, – тут неизвестный повернулся к Берлиозу, – вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого… – тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, – да, саркома, – жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, – и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье – совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, – тут иностранец прищурился на Берлиоза, – пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? – и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком». Определите, какой тип речи используется в данном тексте. 
  112. Диктор Павлов для своего выступления на радио подготовил такую фразу: «Апрельский обыск в Сколково сорвал Вексельбергу переговоры с Intel». Есть ли в данном высказывании недочеты, касающиеся его благозвучности? Если да, то какие недочеты требуется устранить диктору Павлову?
  113. Прочитайте диалог. — Игорь Олегович, вызывали? – спросил капитан Мехреньгин. — Вызывали! – рявкнул подполковник. – Ты, Мехреньгин, деньги от кого получаешь? От общества защиты животных? Или от клуба любителей комнатного цветоводства? — Никак нет! – ответил капитан, честно выпучив глаза. — А от кого? – голос подполковника прозвучал обманчиво мягко. — От государства, конкретно – от органов защиты правопорядка… — Тогда почему, Мехреньгин, ты в рабочее время за государственный счет удовлетворяешь свое личное любопытство? — Что вы имеете в виду, Игорь Олегович? – попытался снять напряжение капитан. — Кому Игорь Олегович, а кому товарищ подполковник! – рявкнул шеф. – И вопросы здесь задаю я! Вот мое место займешь – тогда и будешь задавать! А сейчас объясняй, почему у тебя дело Матренина не раскрыто, а ты делом Корольковой занимаешься? Забудь о Корольковой! — Так оно же тоже не раскрыто… – пробормотал Валентин. — Оно не у тебя не раскрыто, а у капитана Стукова! Это его головная боль, вот пусть он и занимается! А ты своей головной болью занимайся – Матрениным… — Я думал, мы все делаем одно общее дело… — Ты думал?!!! Думать здесь буду я! А ты иди – и расследуй своего Матренина!!! Ответьте на вопрос, обладает ли полковник речевой компетентностью?
  114. Прочитайте приведенный фрагмент романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Тут прокуратор умолк, оглянулся, нет ли кого на балконе, и потом сказал тихо: — Так вот в чем дело – я получил сегодня сведения о том, что его [Иуду] зарежут сегодня ночью. Здесь гость не только метнул свой взгляд на прокуратора, но даже немного задержал его, а после этого ответил: – Вы, прокуратор, слишком лестно отзывались обо мне. По-моему, я не заслуживаю вашего доклада. У меня этих сведений нет. – Вы достойны наивысшей награды, – ответил прокуратор, – но сведения такие имеются. – Осмелюсь спросить, от кого же эти сведения? – Позвольте мне пока этого не говорить, тем более что они случайны, темны и недостоверны. Но я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало. Сведения же заключаются в том, что кто-то из тайных друзей Га-Ноцри, возмущенный чудовищным предательством этого менялы, сговаривается со своими сообщниками убить его сегодня ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросить первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!». Больше своих неожиданных взглядов начальник тайной службы на игемона не бросал и продолжал слушать его, прищурившись… Содержатся ли в данном фрагменте романа кроме фактуальной информации концептуальная и подтекстовая информация?
  115. Петр Сидоренко готовится выступить с сообщением. Он стремится к тому, чтобы его выступление понравилось аудитории и помогло реализовать те задачи, которые Петр ставит перед собой. Нужно ли Петру Сидоренко при подготовке текста выступления определиться с его функционально-смысловым типом?
  116. Прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Вдруг учитель с злодейской полуулыбкой обратился ко мне. – Надеюсь, вы выучили свой урок-с, – сказал он, потирая руки. – Выучил-с, – отвечал я. – Потрудитесь мне сказать что-нибудь о Крестовом походе Людовика Святого, – сказал он, покачиваясь на стуле и задумчиво глядя себе под ноги. – Сначала вы мне скажете о причинах, побудивших короля французского взять крест, – сказал он, поднимая брови и указывая пальцем на чернильницу, – потом объясните мне общие характеристические черты этого похода, – прибавил он, делая всей кистью движение такое, как будто хотел поймать что-нибудь, – и, наконец, влияние этого похода на европейские государства вообще, – сказал он, ударяя тетрадями по левой стороне стола, – и на французское королевство в особенности, – заключил он, ударяя по правой стороне стола и склоняя голову направо. Я проглотил несколько раз слюни, прокашлялся, склонил голову набок и молчал. Потом, взяв перо, лежавшее на столе, начал обрывать его и все молчал. – Позвольте перышко, – сказал мне учитель, протягивая руку. – Оно пригодится. Ну-с. – Людо… кар… Лудовик Святой был… был… был… добрый и умный царь… – Кто-с? – Царь. Он вздумал пойти в Иерусалим и передал бразды правления своей матери. – Как ее звали-с? – Б…б…ланка. – Как-с? буланка? Я усмехнулся как-то криво и неловко. – Ну-с, не знаете ли еще чего-нибудь? – сказал он с усмешкой. Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову.   Какие средства установления контакта с обучаемыми применены педагогом в данном фрагменте?
  117. Руководитель компании ООО «Аврора» написал поставщику: «К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия лакокрасочных материалов, отгруженных Вами на судне «Ленинград» по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт. Согласно параграфу №… в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки лакокрасочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%». К какому функциональному стилю относится приведенный текст?
  118. Прочитайте текст. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. К какому функциональному стилю относится приведенный текст?
  119. Прочитайте фрагмент научного текста. Основная функция большинства слов первой группы – номинативная (лат. nomen – «имя, название»), то есть назывная. Слово называет не только конкретный предмет, который можно увидеть, услышать, потрогать, воспринять обонянием или вкусом в данный момент, но и понятие, которое возникает у человека в связи с этим предметом. Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков явлений действительности. Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого. Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер, сходство с чем-либо. Например, клубника названа по форме ягод (от клуб – головка растения, нечто круглое), лиса – по цвету (ср. диал.: лисый – желтоватый), мыло – по функции (от мыти – мыть), мизинец – по размеру (от мизинный – младший), озимь – по времени посева (от озим – перед зимой), грач – по характерному крику (от звукоподражания «гра», ср. диал. граять – каркать), смородина – по запаху (от смород – сильный запах). Итак, понятие есть результат обобщения массы единичных явлений, в процессе которого человек отвлекается от несущественных признаков. Без такого абстрагирования не было бы человеческого мышления, а без способности слова называть понятия не было бы и самого языка.   Какие признаки научного стиля есть в данном тексте?
  120. В повести Л.Н.Толстого «Детство» учитель-немец Карл Иванович был именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка. Карл Иванович – хорошо образованный человек, профессионал, любящий преподавание и детей. Он считал, что следует развивать в детях те качества, которые уже заложены в характере, и не пытаться их исправить. Определите, о каком стиле педагогического общения говорится в тексте.
  121. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»:   – Ну, послушай, чтоб доказать тебе, что я вовсе не какой-нибудь скалдырник, я не возьму за них ничего. Купи у меня жеребца, я тебе дам их в придачу. – Помилуй, на что ж мне жеребец? – сказал Чичиков, изумленный в самом деле таким предложением. – Как на что? да ведь я за него заплатил десять тысяч, а тебе отдаю за четыре. – Да на что мне жеребец? завода я не держу. – Да послушай, ты не понимаешь: ведь я с тебя возьму теперь всего только три тысячи, а остальную тысячу ты можешь заплатить мне после. – Да не нужен мне жеребец, Бог с ним! – Ну, купи каурую кобылу. – И кобылы не нужно. – За кобылу и за серого коня, которого ты у меня видел, возьму я с тебя только две тысячи. – Да не нужны мне лошади. – Ты их продашь, тебе на первой ярмарке дадут за них втрое больше. – Так уж лучше ж ты их сам продай, когда уверен, что выиграешь втрое. – Я знаю, что выиграю, да мне хочется, чтобы и ты получил выгоду. Чичиков поблагодарил за расположение и напрямик отказался и от серого коня, и от каурой кобылы. – Отчего ж ты не хочешь? – Оттого, что просто не хочу, да и полно. – Экой ты, право, такой! с тобой, как я вижу, нельзя, как водится между хорошими друзьями и товарищами, такой, право!.. Сейчас видно, что двуличный человек!   Определите тип общения собеседников в представленном диалоге.
  122. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкин описывает преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова». Пушкин от лица Петруши Гринева пишет, что Бопре был «добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Они с главным героем тотчас поладили, хотя, вместо того чтобы учить Гринева говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом каждый занимался своим делом. «Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал», — писал Гринев в своих мемуарах, которые цитирует Пушкин. Определите стиль педагогического общения, описанный в тексте.
  123. Иванов готовится выступить на конференции с докладом по своей теме. Иванов хочет, чтобы его выступление прошло на должном уровне, чтобы донести до аудитории всю важную и ценную для него информацию. При подготовке к докладу Иванов собирает информацию о своей целевой аудитории. Что необходимо знать докладчику о целевой аудитории для успешного выступления?
  124. Между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода, состоялся следующий диалог: Дочь: Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда. Мать: А вечером приезжала бы на бровях. Дочь: А почему на бровях? Мать: Так говорят… Был ли в данном коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью нарушен постулат коммуникативной компетенции?
  125. В качестве объекта … выступают «правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам»
  126. … – это наука означает совокупность приемов и методов оценки произведения, анализа его текста, источников этого текста, их подлинности и точности, а не характеристику качества содержания произведения или его смысла
  127. К категории текста не относится …
  128. Лингвистика текста как особая филологическая дисциплина сформировалась во второй половине … в.
  129. Диалог – это …
  130. … – это языковое выражение общественной практики в её различных коммуникативных сферах, упорядоченное и систематизированное особым образом использование языка, за которым стоит особая социально-, идеологически-, культурно-, исторически обусловленная ментальность
  131. Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе называется …
  132. … замена представляет собой замену слова в предложении близким по значению другим словом или словосочетанием.
  133. Установите соответствие между типами текста и характеристиками:
  134. Расположите в правильной последовательности этапы деловой беседы:
  135. «Ваша Честь! Доказанность вины подсудимого не вызывает у меня сомнения, поскольку здесь, в зале суда, имеющиеся в деле доказательства проверены и нашли полное подтверждение» К какому типу дискурса относится это высказывание?
  136. … речь – это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы
  137. … речь – это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь
  138. Неверно, что к категории текста относится …
  139. … устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение
  140. … речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д.
  141. … – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи
  142. … – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми
  143. … – это с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой –совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц
  144. Установите соответствие между видами речевой деятельности и их характеристиками:
  145. Установите в правильной последовательности этапы анализа научного текста:
  146. Контраст выражается повышенной интенсивностью (громкостью) –интенсивным падением или интенсивным подъемом. Приведите пример контрастной темы
  147. Разговорный стиль речи имеет в основном … форму существования
  148. … речь – это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь
  149. Основная коммуникативная цель автора текста – … (укажите 3 варианта ответа)
  150. … – особая форма организации текста, создающаяся на основе устойчивых, повторяющихся моделей речевых ситуаций, обладающая ярко выраженными тематическими, композиционными и стилистическими особенностями
  151. Креативная функция заключается в том, что у текста есть … высказывания
  152. … – научный опыт, при котором явления действительности исследуются в контролируемых условиях
  153. Под … понимаются наиболее значимые в идейно-художественном и прагматическом отношении лексические единицы, намеренно актуализированные автором, являющиеся «узловыми звеньями» в ассоциативно-смысловой сети текста
  154. … анализ – метод исследования, предполагающий выявление концептов, их моделирование и изучение как единиц концептуальной картины мира автора, стоящего за текстом
  155. Установите соответствие между стилями речи и устными формами речи:
  156. Установите в правильной последовательности этапы проведения наблюдения при анализе текста:
  157. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ). К какому стилю относится пример?
  158. В … дискурсе порождение и понимание происходят синхронизированно
  159. При … дискурсе происходит интеграция предикаций в сложные предложения
  160. Дискурс в контексте исторически изменяющихся структур называется дискурсивная …
  161. Особая форма организации текста, создающаяся на основе устойчивых, повторяющихся моделей речевых ситуаций, обладающая ярко выраженными тематическими, композиционными и стилистическими особенностями называется …
  162. … высказываний – это функция высказывания, понимаемая как условия существования высказывания
  163. … – это философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях
  164. …, сопровождающие обычную устную речь, настолько тесно интегрированы со звуковой речью, что отделить их в особый модус вряд ли возможно. Однако существует совершенно иной тип использования … в языке глухих
  165. … модус, основанный на зрительном сигнале, возник в истории вида Homo sapiens относительно недавно, около 5000 лет назад
  166. Установить соответствие между стилями речи и примерами:
  167. Установите правильную иерархию стилей речи:
  168. Большой интерес в контексте нашей лекции представляет статья «Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов» (2009 г.). В ней автор в традициях семиотических исследований рассматривает связь между характером текста и его материальным носителем. Назовите автора этой статьи?
  169. Термин «макроструктура» представлен в трудах известного нидерландского исследователя дискурса…
  170. … в большей степени относится к статическим структурам (типа модели квартиры)
  171. … в большей степени относится к динамическим структурам (типа поездки на дачу или посещения ресторана)
  172. … – это членение дискурса на минимальные составляющие, которые имеет смысл относить к дискурсивному уровню
  173. … – это формально-грамматическая связность дискурса
  174. …. – это риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением, одного или даже нескольких слов в начале каждого предложения.
  175. … в лингвистике грамматическая и лексическая связность текста или предложения, которая соединяет их в единое целое и придает им смысл
  176. Союзы and (и), because (потому что), наречия now (сейчас), then (затем), частицы (oh (о), well (хорошо), вводные предложения (you know (знаешь), I mean (я имею в виду), модальные глаголы (can (мочь), must (должен), could (мог), may (можно) имеют одно общее название – это дискурсивные …
  177. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
  178. Установите правильную последовательность этаповречевой деятельности:
  179. Упаковка высказывания – это термин, введенный английским исследователем У. Чейфом и обозначает то, что передается предложением — сообщаемое (message), и то, в каком виде, в какой упаковке это передается. Какие компоненты упаковки высказывания Вы знаете?
  180. Дискурс-объекты и направления для дискурс-анализа бывают такие, как: (укажите 3 варианта ответа)
  181. К базовой дисциплине, на основе которой сформировался дискурс-анализ, относится такая, как:
  182. К ведущим дискурс-аналитическим подходам относится:
  183. Основные подходы, которые не используются в дискурс-анализе такие, как:
  184. Главными объектами исследования … выступают аттитюды (установки, намерения) участников коммуникации и групповые конфликты
  185. … – лингвистический термин, часто выступающий синонимом термина «имя нарицательное»
  186. Главный предмет политического дискурс-анализа – это … как семиотическое явление, как осмысленное взаимодействие ради целедостижения
  187. Дискурс … понимается как тип дискурса, который посредством высказывания или иных коммуникативных актов устанавливает иерархические отношения
  188. Установите соответствие между дискурс-объектами и направлениями для анализа:
  189. Расположите элементы языковой системы в порядке от мельчайшей единицы к более крупным:
  190. «Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации» (2013 г.) – книга этого известного европейского ученого, одного из наиболее ярких представителей критического дискурс-анализа, посвящена описанию дискурсивного характера властных взаимоотношений в современном обществе, их репрезентации в текстах и дискурсах различного вида. Кто является автором этой книги?
  191. Корпусы по типу данных включают в себя такие виды, как (укажите 3 варианта ответа):
  192. Корпусы по назначению включают в себя следующие виды (укажите 3 варианта ответа):
  193. Абсолютная частота – количество вхождений слова в какой-то корпус измеряется следующим:
  194. Национальный корпус русского языка в настоящее время помимо основного корпуса включает следующие подкорпусы (укажите 3 варианта ответа):
  195. Подкорпуса BNC Baby входят в национальный корпус …
  196. … лингвистика занимается разработкой общих принципов построения и использованием лингвистических корпусов, т.е. коллекций текстов, специально отобранных и размеченных по различным лингвистическим параметрам и обеспеченных системой поиска
  197. … корпусом стали называть просто самый большой и представительный корпус, характеризующий язык данной страны в целом
  198. Создание национального корпуса предполагает огромную работу. Необходимо не только собрать и сбалансировать данные по разным параметрам, но и представить их в стандартизированном виде, предварительно разметив. Всем этим занимается … лингвист
  199. Установите соответствие между типологиями корпуса и их видами:
  200. Установите правильную последовательность расположения реквизитов в тексте заявления.
  201. Фигура формальной логики, которая находит применение в общих методиках эмпирической социологии, является также непременным атрибутом контент-анализа. Как называется фигура?
  202. Математическая лингвистика как одно из современных направлений языкознания образовалась в 50-х годах ХХ века. Это событие связывают прежде всего с …
  203. Не существует такой лингвистической школы, как:
  204. Первая публичная демонстрация перевода с русского языка на английский на машине ИБМ-701 называлась …
  205. На смену прямого перевода пришла …
  206. Стословный список базовой лексики составлен впервые ученым по фамилии …
  207. Учёные Пражского лингвистического …, в частности, его основатель Н.С.Трубецкой, разработали теорию оппозиций – семантическая структура языка была описана ими как набор оппозитивно постороенных семантических единиц – сем
  208. Автор формальной грамматики – это …
  209. Автор стословного списка базовой лексики – это …
  210. Укажите стандартную последовательность этапов становления коммуникативных и речевых навыков человека:
  211. Установите соответствие между функциональными стилями и характерными для них жанрами:
  212. … – это модель особым образом преобразованного текста, модель рангового распределения частоты потребления единиц в тексте. … включает в себя упорядоченный список слов или других языковых единиц (словоформы, словосочетания), которые зарегистрированы составителем в обследованном им тексте или корпусе текстов и снабжены данными о частоте их употребления. О чем идет речь?
  213. «Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются всё новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений», и вы, конечно же, составляли уравнения реакций для их осуществления. Вспомним, в чём заключается суть этих превращений». К какому функциональному стилю относится приведенный текст? Обоснуйте свой ответ.
  214. «Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломленные шумной встречей и всё еще розовые от холода, сидели за столом и пили чай. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз». К какому функциональному стилю относится приведенный текст? Обоснуйте свой ответ.
  215. Прочитайте фрагмент романа И. Гончарова «Обломов», описывающий попытку главного героя отсрочить переезд с квартиры с помощью письма к домовладельцу. «Милостивый государь! Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предполагаете произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной, вследствие долгого пребывания в сем доме, привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира…». К какому виду деловых писем относится данный текст? Обоснуйте свой ответ.
  216. Прочитайте фрагмент романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». «– Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, – тут неизвестный повернулся к Берлиозу, – вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого… – тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, – да, саркома, – жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, – и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье – совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, – тут иностранец прищурился на Берлиоза, – пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? – и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком». Определите, какой тип речи используется в данном тексте. Обоснуйте свой ответ.
  217. Прочитайте приведенный фрагмент романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тут прокуратор умолк, оглянулся, нет ли кого на балконе, и потом сказал тихо: — Так вот в чем дело – я получил сегодня сведения о том, что его [Иуду] зарежут сегодня ночью. Здесь гость не только метнул свой взгляд на прокуратора, но даже немного задержал его, а после этого ответил: – Вы, прокуратор, слишком лестно отзывались обо мне. По-моему, я не заслуживаю вашего доклада. У меня этих сведений нет. – Вы достойны наивысшей награды, – ответил прокуратор, – но сведения такие имеются. – Осмелюсь спросить, от кого же эти сведения? – Позвольте мне пока этого не говорить, тем более что они случайны, темны и недостоверны. Но я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало. Сведения же заключаются в том, что кто-то из тайных друзей Га-Ноцри, возмущенный чудовищным предательством этого менялы, сговаривается со своими сообщниками убить его сегодня ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросить первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!». Больше своих неожиданных взглядов начальник тайной службы на игемона не бросал и продолжал слушать его, прищурившись… Содержатся ли в данном фрагменте романа кроме фактуальной информации концептуальная и подтекстовая информация?
  218. Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Отрочество». Вдруг учитель с злодейской полуулыбкой обратился ко мне. – Надеюсь, вы выучили свой урок-с, – сказал он, потирая руки. – Выучил-с, – отвечал я. – Потрудитесь мне сказать что-нибудь о Крестовом походе Людовика Святого, – сказал он, покачиваясь на стуле и задумчиво глядя себе под ноги. – Сначала вы мне скажете о причинах, побудивших короля французского взять крест, – сказал он, поднимая брови и указывая пальцем на чернильницу, – потом объясните мне общие характеристические черты этого похода, – прибавил он, делая всей кистью движение такое, как будто хотел поймать что-нибудь, – и, наконец, влияние этого похода на европейские государства вообще, – сказал он, ударяя тетрадями по левой стороне стола, – и на французское королевство в особенности, – заключил он, ударяя по правой стороне стола и склоняя голову направо. Я проглотил несколько раз слюни, прокашлялся, склонил голову набок и молчал. Потом, взяв перо, лежавшее на столе, начал обрывать его и все молчал. – Позвольте перышко, – сказал мне учитель, протягивая руку. – Оно пригодится. Ну-с. – Людо… кар… Лудовик Святой был… был… был… добрый и умный царь… – Кто-с? – Царь. Он вздумал пойти в Иерусалим и передал бразды правления своей матери. – Как ее звали-с? – Б…б…ланка. – Как-с? буланка? Я усмехнулся как-то криво и неловко. – Ну-с, не знаете ли еще чего-нибудь? – сказал он с усмешкой. Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову.   Какие средства установления контакта с обучаемыми применены педагогом в данном фрагменте?
  219. В повести Л.Н. Толстого «Детство» учитель-немец Карл Иванович был именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка. Карл Иванович – хорошо образованный человек, профессионал, любящий преподавание и детей. Он считал, что следует развивать в детях те качества, которые уже заложены в характере, и не пытаться их исправить. Определите, о каком стиле педагогического общения говорится в тексте.
  220. Прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»:   – Ну, послушай, чтоб доказать тебе, что я вовсе не какой-нибудь скалдырник, я не возьму за них ничего. Купи у меня жеребца, я тебе дам их в придачу. – Помилуй, на что ж мне жеребец? – сказал Чичиков, изумленный в самом деле таким предложением. – Как на что? да ведь я за него заплатил десять тысяч, а тебе отдаю за четыре. – Да на что мне жеребец? завода я не держу. – Да послушай, ты не понимаешь: ведь я с тебя возьму теперь всего только три тысячи, а остальную тысячу ты можешь заплатить мне после. – Да не нужен мне жеребец, Бог с ним! – Ну, купи каурую кобылу. – И кобылы не нужно. – За кобылу и за серого коня, которого ты у меня видел, возьму я с тебя только две тысячи. – Да не нужны мне лошади. – Ты их продашь, тебе на первой ярмарке дадут за них втрое больше. – Так уж лучше ж ты их сам продай, когда уверен, что выиграешь втрое. – Я знаю, что выиграю, да мне хочется, чтобы и ты получил выгоду. Чичиков поблагодарил за расположение и напрямик отказался и от серого коня, и от каурой кобылы. – Отчего ж ты не хочешь? – Оттого, что просто не хочу, да и полно. – Экой ты, право, такой! с тобой, как я вижу, нельзя, как водится между хорошими друзьями и товарищами, такой, право!.. Сейчас видно, что двуличный человек!   Определите тип общения собеседников в представленном диалоге.
  221. Прочитайте текст.   Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются все новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений», и вы, конечно же, составляли уравнения реакций для их осуществления. Вспомним, в чем заключается суть этих превращений. К какому функциональному стилю относится приведенный текст?
  222. В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин описывает преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова». Пушкин от лица Петруши Гринева пишет, что Бопре был «добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Они с главным героем тотчас поладили, хотя, вместо того чтобы учить Гринева говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом каждый занимался своим делом. «Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал», — писал Гринев в своих мемуарах, которые цитирует Пушкин. Определите стиль педагогического общения, описанный в тексте.
  223. … речь – это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы
  224. … речь – это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь
  225. Неверно, что к категории текста относится …
  226. … устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение
  227. … речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д.
  228. … – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи
  229. … – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми
  230. … – это с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой –совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц
  231. Установите соответствие между видами речевой деятельности и их характеристиками:
  232. Установите в правильной последовательности этапы анализа научного текста:
  233. Контраст выражается повышенной интенсивностью (громкостью) –интенсивным падением или интенсивным подъемом. Приведите пример контрастной темы
  234. Оцените свою удовлетворенность качеством видеолекций данной дисциплины по шкале от 1 до 10, где 1 — полностью не удовлетворен(а), а 10 — полностью удовлетворен(а).
  235. Насколько понятным для вас языком написаны конспекты и другие текстовые материалы?
  236. На сколько материалы курса актуальны и применимы в вашей учебе или работе?
  237. Оцените, насколько для Вас интересны материалы курса по шкале от 1 до 10, где 1 — совсем неинтересно, а 10 — я полностью погружаюсь в изучение материалов и чувствую сильную мотивацию к обучению.
  238. Какова ваша общая удовлетворенность контентом курса?
  239. Что бы вы предложили улучшить в контенте курса? (Выберите один или несколько вариантов ответа)
  240. Насколько, по вашему мнению, тестирования соответствуют изученным материалам курса?