Современный русский язык.dor_БАК_230725

Скачать тест — (Современный русский язык.dor_БАК_230725_62ddf8fe.pdf)

  1. … – это язык, на котором говорит исторически сложившийся коллектив людей, проживающий на общей территории, связанный общей экономикой, культурой, особенностями быта
  2. Русский … является базисным элементом языка, как единой знаковой системы общения и передачи информации и считается высшей образцовой формой национального языка
  3. … литературного языка выражается в том, что употребление языковых средств регулируется единой общеобязательной нормой
  4. … – процесс выявления нормы, ее описание и представление в виде правила
  5. … – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь.
  6. … – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка
  7. … – это нелитературный вариант языка, используемый людьми на определенной территории, меньшей, чем вся территория распространения национального языка, преимущественно в сельской местности
  8. …  одна из разновидностей национального языка, в которой реализуются средства, находящиеся за пределами литературной нормы
  9. Установите соответствие между видами диалектизмов и их примерами:
  10. Установите хронологическую последовательность этапов формирования письменности:
  11. Диалекты (местные говоры) древнее литературного языка, который возникает на их основе. Диалекты  своеобразная историческая база языка, хранилище национальной самобытности. В диалектах используются характерные лексические единицы  диалектизмы. Различают лексические, грамматические, словообразовательные и фонетические виды диалектизмов. Определите, какой вид диалектизмов используется в предложении: «Моя сестра сегодня приехала с Москвы»
  12. … – это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка, его подсистема, функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией
  13. … – это род, разновидность речи, определяемая данными условиями ситуации и целью употребления
  14. … – это совокупность языковых средств, функция которых обслуживание сферы официально-деловых отношений
  15. … – научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса
  16. … – публицистическое, научное или научно-популярное сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования
  17. … – сжатая, краткая характеристика книги либо статьи, либо сборника, ее содержания и назначения
  18. … – это вид формализованного текста, где заранее предусматриваются и типовая ситуация, в пределах которой может быть использован документ, и языковая форма, в которой эта ситуация отображается
  19. … – это порядок поведения, принятый в сфере делового общения
  20. Установите соответствие между функциональными стилями научной речи и их жанрами:
  21. Установите соответствие между выразительными средствами с их примерами:
  22. Для публицистического стиля характерно вовлечение в свой круг экспрессивных элементов из других форм существования языка – разговорной речи, просторечия, жаргона. Эти средства выражают эмоциональное отношение говорящего/пишущего к обсуждаемым проблемам, к персоналиям, например, к политическим деятелям и т.д. Распространенными в СМИ являются разнообразные средства риторического усиления речи: встречаются практически все фигуры речи, но наиболее часто присоединительные конструкции, риторический вопрос, объективизация. Определите, какое средство выразительности используется в предложении: «Какие претензии предъявляются переселенцам? Утверждают, что они опустошают пенсионную кассу и поглощают основные средства, выделяемые на пособия по безработице».
  23. … – это владение нормами устного и письменного литературного языка: правила произношения, словоупотребления, грамматики и стилистики
  24. … – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности
  25. … – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка
  26. … – это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего
  27. … – это логическая соотнесённость высказываний друг с другом
  28. … – это употребление слова в переносном значении, но, с сохранением прямого смысла, для поддержания ощущения переносного смысла в существующем контексте
  29. … – это изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа
  30. … – это замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними
  31. Установите соответствие между выразительными средствами и их лингвистическими категориями:
  32. Расположите компоненты культуры речи в порядке значимости по убыванию:
  33. Средствами выразительности языка являются тропы. Вместе с тропами к средствам выразительности относятся стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры, применяются для усиления яркости или выразительности высказывания (например, каламбур, риторический вопрос, умолчание, парцелляция, риторическое восклицание и др.) Главным отличием стилистических фигур от тропов является то, что это словесные обороты и синтаксические приёмы, помогающие достигнуть эффекта усиления в передаче мысли, в то время как тропы — только лексические средства. Какая стилистическая фигура используется в предложении: «Пришёл, увидел, победил»?
  34. … – это целенаправленное упорядочение всего, что касается языка и его применения
  35. … – это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка: слов, словосочетаний, предложений
  36. … – это правила произношения слов, постановки ударения и интонирования
  37. … – это правила использования морфологических форм слов разных частей речи и синтаксических конструкций
  38. … – это совокупность особенностей артикуляции звуков речи, свойственная жителям Петербурга и образовавшая вариант произносительной нормы русского литературного языка
  39. … – одно из средств звуковой организации слов и речи в целом
  40. … используется в торжественных случаях; для него характерен замедленный темп, тщательное проговаривание
  41. … – это оглушение звонкого согласного под влиянием последующего глухого согласного
  42. Установите соответствие между вариантами ударений и их примерами:
  43. Расположите в хронологическом порядке этапы становления русского языка:
  44. Выделяют три основных стиля произношения: высокий (полный), нейтральный, сниженный (неполный)(разговорный). Нейтральный стиль произношения – это речь в нормальной, обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном состоянии говорящего. Сниженный стиль характеризуется небрежной речью при убыстренном из-за волнения или по другим причинам темпе говорения. Высокий (полный) стиль используется в торжественных случаях; для него характерен замедленный темп, тщательное проговаривание. Определите, к какому стилю произношения относятся примеры следующих слов: на[влъ]чка, про[въл]ка, су[дър]га, здра[с’т’ь].
  45. … – это нормы, которые определяют правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме
  46. … – это важнейшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними
  47. … – это слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим
  48. … – сочетание слов, выражающих противоположные, не совместимые с точки зрения логики понятия
  49. … – представляет собой лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы
  50. … – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания
  51. … смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и то же или содержат один и тот же смысловой компонент
  52. … – это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но различные по значению
  53. Установите соответствие между видами омонимов и их примерами:
  54. Установите соответствие между разновидностями синонимов и их примерами:
  55. Преподаватель написал на доске ряд слов: Дружба (сильная, крепкая) Приходить в (ярость, радость) Зияющий (пропасть, вершина) Высказать (мнение, вопрос) Вызвав ученика к доске, дал ему задание: «выпишите из скобок слова, которые соответствуют норме лексической сочетаемости». Как должен выглядеть верный ответ?
  56. … нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи
  57. … существительные  это существительные мужского рода, но которые могут применяться и для обозначения лиц женского пола
  58. … – форма женского рода является стилистически сниженной, имеет разговорный или просторечный характер
  59. Простая … форма имен прилагательных образуется с помощью суффиксов –ее и –ей (разг.): быстрее – быстрей
  60. Составная форма имен … образуется с помощью слова «более», а превосходная с помощью слова «самый»
  61. … числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода
  62. … – это слова, в которых родовое окончание помогает различать лексическое значение
  63. Собирательные числительные склоняются как …
  64. Установите соответствие между формами существительных и их вариантами:
  65. Установите соответствие между союзом и выражаемым им значением:
  66. Для согласования прилагательного с существительным следует выполнить следующие действия: а) определить род, число, падеж существительного; б) выписать словарную форму прилагательного; в) поставить прилагательное в том же роде, числе и падеже, что и существительное. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:
  67. … – учение о словосочетании и предложении
  68. … – это вид подчинительной связи, определяющий правильный выбор падежной формы зависимого слова.
  69. … – нарушение правил сочетаемости слов, построения предложений
  70. … – главный член предложения, обозначающий предмет, которому приписывается действие или признак, названные в сказуемом
  71. … – это деепричастие с зависимыми от него словами
  72. … связь – это связь между событием (причиной) и вторым событием (следствием), где следствие является прямым результатом причины
  73. … – каждая следующая часть зависит от предыдущей
  74. Неверно, что … используются при переводе речи из прямой в косвенную
  75. Установите соответствие между ошибками в построении простых предложений и их примерами:
  76. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:
  77. По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование, например: «Девушка-пилот умело вела машину», «Жаркое – мясные консервы – встречено кислыми минами». Выберите предложение, в котором нарушено правило согласования подлежащего и сказуемого.
  78. Русский язык начал складываться в …, в период формирования русской нации
  79. … – высшая форма национального языка и основа культуры речи
  80. … норма – это принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических языковых средств
  81. При соблюдении … литературный язык способен обслуживать коммуникативные потребности любой сферы человеческой деятельности
  82. Фамилия автора слов «Из русского языка Пушкин сделал чудо»  …
  83. … – это нелитературный вариант языка, используемый в речи отдельных социальных групп с целью языкового обособления
  84. Установите соответствие между видами диалектизмов и их примерами:
  85. Установите соответствие между уровнями образования просторечий и их примерами:
  86. Установите хронологическую последовательность этапов формирования письменности:
  87. Расположите в хронологической последовательности этапы становления национального языка:
  88. … – это форма литературной речи, в которой используется специфический набор книжно-письменных языковых средств
  89. … стиль – функциональный стиль речи, используемый для неформального общения, в частности для обсуждения бытовых вопросов в неофициальной обстановке
  90. … – функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи
  91. Официально-деловой стиль – это стиль документов разных жанров, таких как: …
  92. … совокупность и система языковых средств, употребляющихся в художественных произведениях
  93. … – устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом
  94. Установите соответствие между функциональными стилями научной речи и их жанрами:
  95. Установите соответствие между типами текстов и их определениями:
  96. Расположите части научной работы в порядке их последовательности:
  97. Расположите в правильной последовательности этапы изложения информации в аннотации:
  98. …  это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать эти знания и передавать их последующим поколениям, другими словами, формировать культуру нации
  99. … речи – качество речи, состоящее в соответствии ее звуковой (орфографической), лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам
  100. … речи  коммуникативное качество речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего
  101. …  строгое соответствие структуры и стилистических особенностей речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата
  102. … – это повтор слов или целых словосочетаний
  103. … – это деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности
  104. Установите соответствие между фонетическими средствами выразительности и их определениями:
  105. Установите соответствие между лексическими средствами выразительности и их примерами:
  106. Расположите компоненты культуры речи в порядке значимости по убыванию:
  107. Установите соответствие между выразительными средствами и их лингвистическими категориями:
  108. … – это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики
  109. … норма – совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации
  110. Основное отличие литературного языка от … – это наличие в литературном языке норм, законов, правил
  111. … нормы – это правила употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации
  112. … нормы – это правила произношения слов, постановки ударения и интонирования
  113. … нормы – это правила написания слов
  114. Установите соответствие между вариантами ударений и их примерами:
  115. Установите соответствие между стилями произношения и их определениями:
  116. Установите соответствие между видами произношений и их определениями:
  117. Расположите в хронологическом порядке этапы становления русского языка:
  118. Синонимы … – это слова, полностью совпадающие по значению и употреблению, с возможным расхождением в сочетаемости
  119. … синонимы – это синонимы, различающиеся оттенками значения
  120. … синонимы – это слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста
  121. … синонимы – синонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, степенью употребительности, экспрессивной окраской и т.п.
  122. … – это слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения
  123. … – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении
  124. Установите соответствие между видами омонимов и их примерами:
  125. Установите соответствие между терминами и их определениями:
  126. Установите соответствие между разновидностями синонимов и их примерами:
  127. Установите соответствие между терминами и их определениями:
  128. … – раздел языкознания, включающий в себя учение о формах слова и способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и их признаках
  129. … варианты характеризуются разной стилистической принадлежностью
  130. … варианты – это слова, в которых родовое окончание помогает различать лексическое значение
  131. При выборе варианта окончания следует учитывать …, то есть обращать внимание на то, какое значение реализуется в слове
  132. … числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода
  133. В … падеже к основному варианту – окончанию Е в некоторых случаях добавляется окончани У
  134. Установите соответствие между формами существительных и их примерами:
  135. Установите соответствие между правилами установления рода существительному и их примерами:
  136. Установите соответствие между разрядами существительных и их примерами:
  137. Установите соответствие между видами имен числительных и их примерами:
  138. … – это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит говорящего к неправильному построению предложения
  139. … падеж употребляется в предложениях с усиленным отрицанием: никогда не ощущал своей беззащитности
  140. … падеж употребляется для указания на конкретность объекта: не прочитал книгу, которую ему рекомендовали
  141. …– зная форму главного слова, можно назвать форму зависимого, не обращаясь к лексическому значению какого-либо из компонентов связи
  142. Синтаксические … – нарушение правил сочетаемости слов, построения предложений
  143. … – это разрыв тесно связанных между собой слов: сказуемого и подлежащего, определения и определяемых слов
  144. Установите соответствие между ошибками в построении простых предложений и их примерами:
  145. Установите соответствие между типом синтаксической связи и моделью словосочетания:
  146. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:
  147. Установите соответствие между употреблением форм винительного падежей управляемого слова при переходном глаголе с отрицанием и их примерами:
  148. Прочитайте приведенные ниже предложения. На предприятии, благодаря полученной поддержке, есть возможность начать работу без раскачки. За прошлый год был всего один случай, когда работник предприятия явился на работу под хмельком. Наши спортсмены начисто проиграли все соревнования в беге на длинной дистанции. В нашей группе не любят тех, кто больше языком чешет. Укажите случаи неоправданного употребления просторечных слов и вульгаризмов.
  149. Жаргон — нелитературный вариант языка, используемый в речи отдельных социальных групп с целью языкового обособления. Жаргон служит знаком принадлежности говорящего к определенной социальной группе (жаргон студентов, музыкантов, спортсменов, коллекционеров, чиновников и др.). Жаргонизация – это своеобразная языковая игра в названия, которая обусловлена желанием создать «свой» язык общения. При жаргонном словотворчестве широко используются различные языковые приемы изобразительности: метафорический перенос значений, сохранение внутренней формы слова, использование экспрессии для создания нового смысла, сталкивание общепринятого значения с новым. Какой языковой прием изобразительности используется в следующем примере жаргонизации: «Завтра зависнем у друга»?
  150. Прочтите приведенный ниже отрывок: «Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет». Определите, к какому стилю речи относится приведенный отрывок.
  151. Прочтите приведенный ниже отрывок романа Дмитрия Мамина-Сибиряка «Горное гнездо»: «Ночь была темная и дождливая; деревья в саду шумели, точно говор далекой толпы, волновавшейся, как море. Крупные капли дождя хлестали в стекла с сухим треском, как горох, а рамы вздрагивали и тихо дребезжали под напором метавшегося ветра … А потом глухо гукнул отдаленный раскат грома, точно вестовая пушка … Шум начал стихать, и дождь хлынул ровной полосой, как из открытого душа, но потом все стихло, и редкие капли дождя падали на мокрую листву деревьев, на размякший песок дорожек и осклизнувшую крышу с таким звуком, точно кто бросал дробь в воду горстями. Но это было временное затишье перед надвигающейся грозой. Вот режущим блеском всполыхнула первая молния, и резким грохотом рассыпался удар, точно с неба обрушилась на землю целая гора, раскатившаяся по камешку». Определите, в каком стиле речи написан отрывок.
  152. Прочитайте приведенный ниже текст. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею. Укажите используемые автором выразительные средства.
  153. Между двумя друзьями, Андреем и Михаилом, состоялся такой диалог: Андрей: -Надо поговорить насчёт того, что ты обещал в крайний раз. Михаил: -Я весь внимание. Кто из них допустил речевую ошибку?
  154. Преподаватель начал лекцию с определения термина «акцентология». Он пояснил, что акцентология – это раздел языкознания, изучающий вопросы ударения. Ударение в русском языке разноместно и подвижно, есть и такие слова, в которых правильные варианты ударений обусловлены только традицией употребления. В связи с этим при произнесении некоторых общеупотребительных слов говорящие нередко затрудняются в постановке ударения. Таких слов в русском языке не так уж мало, поэтому следует запомнить место ударения хотя бы в часто употребляемых словах. После написал на доске слова. Вызвал студента и попросил поставить ударения в этих словах. Слава и ударения, которые указал студент, были следующие: «аэропОрты, бАнты, граждАнство, диспансЕр, докумЕнт, дефИс, лОктя, крАны, Иксы, намЕрение, нефтепровОд, нОгтя, призЫв, тОрты, столЯр, тУфля, цемЕнт, цепОчка, экспЕрт». Оцените результат студента. Если была допущена ошибка, то в каких словах и где нужно правильно поставить ударение.
  155. Прочитайте приведенные ниже слова: позвони´м рвала´ гра´жданство давни´шний отобрала´ В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
  156. Русский язык очень богат и разнообразен. Для обозначения одного понятия или явления мы можем использовать разные слова. Вот, к примеру: беседа / разговор / диалог / обсуждение / переговоры / светская беседа ошибка / промах / заблуждение / оплошность / недоразумение / ляпсус город / мегаполис / городок / населенный пункт / муниципалитет / поселение Примеры какого лексического средства выразительности речи приведены в тексте?
  157. Джастин уже третий год самостоятельно изучает русский язык. Она начла новую главу в учебнике «Словосочетания». Она усвоила, что словосочетание – это сочетания слов, образующие единую смысловую и грамматическую целостность. Умение правильно составлять словосочетания является важным элементом овладения языком. В конце главы было задание: Составьте корректные словосочетания из следующих слов: а) быстрый (город, рост, ветер) б) летний (одежда, дождь, день) в) столовый (прибор, ложка, книга) Джастин записала свой ответ: а) быстрый ветер б) летний дождь в) столовый прибор. Оцените ответ Джастин. Если допущена ошибка, укажите верный вариант.
  158. Студенту было дано задание просклонять существительное «плечо» в именительном, родительном и предложном падежах единственного и множественного числа, а также определите род существительного. Студент дал следующий ответ: Род: средний   В единственном числе: Именительный: плечо Родительный: плеча Предложный: плече   Во множественном числе: Именительный: плечи, Родительный: плеч, Предложный: плечах   Оцените ответ студента. Если допущена ошибка, укажите, какая.
  159. На экзамене студентка Марьянова В. получили билет со следующим заданием. «Образуйте сравнительную и превосходную степени для предложенных прилагательных, а также определите их тип (краткие или полные): а) красивый; б) быстрый; в) глубокий» Марьянова В. дала следующий ответ: «а) Тип: полное прилагательное. Сравнительная степень: красивее. Превосходная степень: самый красивый; б) Тип: полное прилагательное. Сравнительная степень: быстрее. Превосходная степень: самый быстрый; в) Тип: полное прилагательное. Сравнительная степень: глубже. Превосходная степень: самый глубокий» Правильный ли дала ответ студентка? Если допущена ошибка, укажите какая.
  160. Прочитайте нижеприведенные предложения. 1. Лошадь спешат на водопой. 2. Ребята смотрело фильм в кинотеатре. Определите и исправьте ошибки, если они есть, в согласовании подлежащего и сказуемого.
  161. Прочитайте нижеприведенные предложения. 1. Он уехал на деревню к своим родителям. 2. Они отдыхали за морем. 3. Я отправил документы на почту. Можно ли предложения считать грамматически верными. Если нет, укажите грамматически верный вариант. ошибки в управлении слов, если они есть.
  162. Оцените свою удовлетворенность качеством видеолекций данной дисциплины по шкале от 1 до 10, где 1 — полностью не удовлетворен(а), а 10 — полностью удовлетворен(а).
  163. Насколько понятным для вас языком написаны конспекты и другие текстовые материалы?
  164. На сколько материалы курса актуальны и применимы в вашей учебе или работе?
  165. Оцените, насколько для Вас интересны материалы курса по шкале от 1 до 10, где 1 — совсем неинтересно, а 10 — я полностью погружаюсь в изучение материалов и чувствую сильную мотивацию к обучению.
  166. Какова ваша общая удовлетворенность контентом курса?
  167. Что бы вы предложили улучшить в контенте курса? (Выберите один или несколько вариантов ответа)
  168. Насколько, по вашему мнению, тестирования соответствуют изученным материалам курса?