Скачать тест — (Проектирование комфортной и безопасной образовател_b89e27fd.pdf)
- Согласно определению …, образовательная среда – психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение
- … функция образовательной среды рассматривает прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды
- Мониторинг окружающей среды – это …
- Среда обитания человека – это …
- Образовательная … среда – это система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события
- Установите соответствие между принципами классификации образовательной среды и примерами по каждому типу классификации:
- Структурно-содержательная характеристика образовательной среды, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду – это …
- Структурно-содержательная характеристика образовательной среды, показывающая, насколько данная образовательная среда встроена в среду обитания личности – это …
- Установите соответствие между типами образовательной среды и их характеристиками (по Я. Корчаку):
- Я. Корчак дает характеристику четырех типов образовательной среды в работе …
- … модель – это одна из основных моделей безопасной и комфортной образовательной среды, разработанная В.А. Ясвиным, где образовательная среда обозначает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении»
- … модель – это из основных моделей безопасной и комфортной образовательной среды, разработанная В.В. Рубцовым, где образовательная среда понимается как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися
- Свойство личности человека производить взаимообусловленные изменения в себе и в окружающей среде – это …
- Целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций, – это …
- Более продуктивной с точки зрения личностного развития человека является такая тенденция отношения человека к негативным воздействиям, когда …
- Важнейшими системообразующими факторами в системе «человек – образовательная среда» становятся такие способности субъекта деятельности, как …
- К внутренним угрозам на уровне личности относят …
- К внешним угрозам на уровне личности относят …
- Такой механизм психологической защиты, как …, проявляется в отказе признавать существование нежелательной информации, когда информация не осознается и отвергается на первоначальном этапе ее обработки
- Механизм психологической защиты, в результате действия которого все мысли, чувства, мотивы, черты характера и т. д. человек приписывает кому-либо или чему-либо, перенося внутреннее содержание во внешнюю среду – это …
- Такой механизм психологической защиты, как …, проявляется в восприятии ситуации со стороны, когда человек видит ситуацию так, будто все происходит не с ним, а с кем-то посторонним, а он является наблюдателем (такая позиция позволяет пережить избыточные, травмирующие эмоции и состояния)
- Такой механизм психологической защиты, как …, проявляется в поляризации мышления, когда ребенок использует только термины крайностей: «хороший» или «плохой», «всемогущий» или «беспомощный» и др.
- К основным факторам, провоцирующим жестокость в ученическом сообществе, следует отнести …
- Жертвами насилия в образовательной среде могут стать …
- Дезадаптация – это …
- Физическое насилие (по отношению к детям и подростка– это …
- Пренебрежение основными нуждами ребенка – это …, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы
- В числе социальных факторов, в наибольшей степени способствующих распространению физического насилия над детьми – …
- Такая форма психологического насилия, как отвержение, проявляется в …
- Соотнесите форму психологического насилия в семье и ее проявление:
- В числе основных персональных факторов, влияющих на проявление насилия и агрессивного поведения у детей и подростков – …
- В числе основных поведенческих факторов, влияющих на проявление насилия и агрессивного поведения у детей и подростков – …
- Основной угрозой при взаимодействии участников образовательной среды является …
- Соотнесите виды внешних угроз психологической безопасности образовательной среды и их характеристики:
- Психологически безопасными можно считать межличностные отношения, которые отвечают определенным требованиям, в частности те, которые …
- Неверно, что к ведущим показателям благоприятной психологической среды на уроке относятся показатели … на уроке
- Неверно, что к упражнениям, способствующим установлению оптимального взаимодействия и благоприятной атмосферы на уроке, относятся упражнения, которые …
- В числе основных шагов психологического сопровождения учителя в процессе формирования его готовности работать в условиях благоприятной образовательной среды – …
- К признакам интернет-коммуникаций, обладающих негативным эффектом, которые можно рассматривать как риск, следует отнести …
- Соотнесите форму манипуляции сознанием в сети Интернет и ее характеристику:
- К косвенным показателям участия учащегося в деструктивных интернет-сообществах («группах смерти» и т.д.) можно отнести …
- В ряду основных условий профилактики рисков и угроз жизни детей и подростков в интернет-сообществах – …
- В основе проектирования образовательной среды лежат идеи …
- Соотнесите исследовательские подходы к проектированию безопасной среды и их авторов:
- Педагогические системы рассматриваются на разных уровнях, в числе которых – педагогическая система …
- Психотехнология – это …
- В процессе создания психологически безопасной образовательной среды школы используются такие психотехнологии, как …
- Соотнесите виды деятельности педагога-психолога и их характеристики:
- Установите соответствие субъектов образовательной среды и форм работы с ними (содержания социально-психологического обучения):
- К наиболее существенным принципам психической профилактики следует отнести …
- Неверно, что при формировании у учащихся здорового образа жизни используют …
- Использование метода психолого-педагогической коррекции личности прежде всего предполагает …
- Благоприятный социально-психологический климат характеризуется такими признаками, как …
- Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют такие черты, как …
- Социально-психологические факторы, влияющие на психическое здоровье, в частности на возникновение невротических реакций сотрудников, обусловлены …
- Психологическое воздействие – это …
- содействие полноценному развитию личности всех участников учебно-воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия
- К существенным признакам убеждающего воздействия относят то, что …
- В числе основных направлений деятельности школьного педагога-психолога в дистанционном режиме – …
- Цель электронных рассылок, которые делает педагог-психолог в условиях дистанционной работы, – в том, чтобы …
- В ряду субъективных характеристик и личностных качеств педагога, которые способствуют эффективному формированию психолого-педагогической компетентности и профессиональной психологической культуры учащихся, – …
- Установите соответствие типов учителей по способности освоения психологических знаний в процессе повышения квалификации и применения их на практике – и характеристик учителей данных типов:
- Установите соответствие понятий и их определений:
- Соотнесите критерии эффективности деятельности образовательного учреждения и их характеристики:
- Установите соответствие основных компонентов системы социального партнерства образовательного учреждения и их характеристик и примеров:
- Подготовительный этап создания образовательным учреждением системы партнерских отношений с другими организациями включает …
- Организационный этап создания образовательным учреждением системы партнерских отношений с другими организациями включает …
- Системообразующий этап создания образовательным учреждением системы партнерских отношений с другими организациями включает …
- В числе основных показателей, которыми характеризуется позиция ненасилия, – …
- Под воздействием социокультурной среды формируются такие ценности, как …
- К основным признакам социально безопасной среды следует отнести …
- Установите соответствие типов социального партнерства образовательного учреждения и их содержания:
- А.В. Хуторской считал, что «результаты образования определяются той платформой, на которой стоят учитель и ученик. В ее основе лежит понимание того, кто такой человек, что означает его образование, откуда берутся знания. Традиционно считается, что в школе дают знания, а ученики их получают. И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача – только «брать». Иногда говорят, что богатства, которые выработало для него человечество, передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие закрома свою посильную лепту». А что Хуторской А.В. говорил об индивидуальной миссии, или предназначении ученика-человека?
- Классный руководитель хотел, чтобы его ученики умели вести себя в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько бесед о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, задавали много вопросов. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении семиклассников не произошло. Почему не произошло изменений в поведении семиклассников?
- В ценностно-смысловом поле образовательной среды понятие психологической безопасности тесно связано с понятием осознанности, так как наблюдения за деятельностью учителей показывают, что они используют закрепившиеся стихийные, заимствованные способы общения с детьми, ведущие к возникновению отчуждения и напряжения, к неспособности педагога контролировать свои действия в интересах позитивного воспитания и развития личности ученика (Н.Г. Зотова) В связи с чем это происходит?
- Администрация школы поставила новые задачи перед педагогами: формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта. К каким функциям технологии создания благоприятной образовательной среды относится данное высказывание?
- Идет урок, преподаватель рассказывает новую тему, а ученик не слушает его и играет в телефон. Эту проблему можно решить так: «Илья (так зовут ребенка), давай договоримся. Ты сейчас уберешь телефон, так как мне надо продолжить новую тему, на следующем уроке ты будешь вместе со всеми писать по ней контрольную, и я не думаю, что ты напишешь на хорошую отметку, если ты сейчас все прослушаешь. А мне бы очень хотелось, чтобы у тебя была отличная оценка по моему предмету, да и твоим родителям было бы очень приятно видеть тебя счастливым. А ты как считаешь?» Для какого типа образовательной среды характерна подобная ситуация?
- Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на «отлично» и не отставать от остальных ребят в классе?» К какой модели относится образовательная среда, в которой находятся данные субъекты образования?
- Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его правильно изложить; ученик веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает, за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ. На его недоумение учитель отвечает, что ученик допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся. Оцените ситуацию.
- Урок информатики. Очередное задание на уроке информатики – набрать текст в соответствии с требованиями педагога. Через какое-то время педагог спрашивает самого шумного учащегося, готов ли он представить выполненное им задание. Тот отвечает, что может представить только набранный текст без форматирования. Педагог: «Значит, я ставлю тебе два». Учащийся: «Нет, в таком случае я покажу вам задание. Через какое-то время». Педагог: «Поздно. Раньше надо было думать». Учащийся: «Ладно, сейчас покажу. У меня все готово». Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате педагог ставит двойку, а учащийся, обругав его матом, уходит, хлопнув дверью. Педагог, ничего не сказав, продолжает урок. Оцените действия педагога.
- В подростковом возрасте покладистый и ласковый ранее Глеб А. стал «вдруг» дерзким, задиристым, залихватски грубым и неуживчивым. Он больше не вызывал симпатий учителей, повергал в страдания родителей, а сверстники в основном стали игнорировать его. Разгадка пришла неожиданно, когда одна из учительниц в сердцах вспылила: «Да что же ты, такой маленький, а сколько в тебе злобы! На десятерых атлетов хватит!» Неожиданно для всех Глеб … расплакался. Рыдал он долго, навзрыд, горько и жалобно. Присутствующий при этом учитель физкультуры, обняв по-мужски за плечи, отвел парня в сторону: «Я понял – ты страдаешь из-за своего маленького роста. Так знай: парни растут до 25 лет. Одни вырастают раньше, другие – позже. Ты скоро будешь выше всех в классе. Я знаю такой тип мужчин: не растут, не растут, а потом вымахивают с коломенскую версту. Я вот тоже был таким в твоем возрасте. Гномиком звали. Знаешь, как мучился. Но потом один умный человек научил: «Ты, говорит, спортом займись» Вот и занялся. Так что через год мама с папой не узнавали – таким гигантом стал. Вот и ты сделай то же. Не пожалеешь». Охарактеризуйте поведение педагога.
- Урок в 10-м классе. Классный руководитель – молодая выпускница вуза. В классе сидит ученик, который относится к неформальной группировке и старается все время выделятся нестандартным внешним видом, отличным от принятого в этой школе. Сегодня он пришел с покрашенными розовыми прядями волос, в очках в яркой розовой оправе, яркой розовой рубашке. Он с удовольствием все демонстрировал, смотрел на молодую учительницу и ждал ее реакции. Как учительнице лучше отреагировать на внешний вид этого ученика?
- Урок в 9-м классе. Один из самых способных учеников в классе по фамилии Свинин все время отвлекается на уроке, ведет себя шумно, привлекая к себе внимание одноклассников. Учитель решил успокоить этого ученика. Как ему лучше это сделать?
- Классный руководитель 7-го класса «А» после летних каникул перестала узнавать свой класс – такие изменения стали в нем происходить, причем не всегда положительные. Учащиеся очень повзрослели, в классе стали формироваться микрогруппы со своими лидерами. Одна девочка резко повзрослела внешне, стала бороться за лидерство в классе, но чаще стала использовать негативные способы – высмеивать одноклассниц и одноклассников, давать учащимся обидные клички, подстраивать неприятные ситуации для некоторых учениц, явно стараясь возвыситься на фоне их унижений. Классный руководитель решила поговорить с этой девочкой, оставила ее после уроков. Как ей выстроить беседу с девочкой?
- Классный руководитель проводит беседу с учащимися 8-го класса и говорит: «У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, как над кем-то издеваются – это немедленно прекращают» и т.д. Вдруг один из учащихся, который чаще всего подвергал насмешкам и преследованиям своих одноклассников, говорит классному руководителю: «Так в классе будут созданы «тепличные условия» и никто так и не научится постоять за себя, а Вы слишком мягкая, поэтому в жизни ничего не добились». Что педагогу следует ответить на такие слова?
- Ученик опоздал на урок. Учитель стала спрашивать причину опозданию. Ученик стал придумывать различные «причины». Учителю надоело это слушать, она его перебила и сказала: «Иди садись на место. Хватит выдумывать всякие причины. У вас вся семья такая – отец, когда учился – вечно опаздывал; старший брат тоже вечно причины искал – никогда вовремя ничего не делал. Вот ты и пример с них берешь – будешь таким же непутевым как отец, ничего не добьешься». В ответ на это высказывание учителя ученик прокричал что-то нецензурное и, хлопнув дверью, выбежал из класса. Как нужно поступить учителю в данном случае?
- У учащихся был урок физкультуры. После урока они, разгоряченные и физически активные, пришли на урок математики и не могли успокоиться, вели себя шумно. Как учителю успокоить учащихся и настроить их на урок математики?
- Классный руководитель узнала, что один из учеников нередко подвергается троллингу со стороны многих других учащихся класса (размещению на электронных ресурсах провокационной, оскорбительной информации с целью вызвать ответную негативную реакцию, агрессию и конфликт участников коммуникации). Как следует поступить учителю?
- Одна из учениц класса подверглась атаке со стороны одноклассников, которые выложили в сеть Интернет компрометирующие ее фотографии. Об этом узнал классный руководитель. Какие шаги надо предпринять классному руководителю?
- Классный руководитель разрабатывает годовой план воспитательных мероприятий с учащимися класса, планирует конкретные воспитательные мероприятий по разным воспитательным направлениям. Какой вид проектирования по И.А. Колесниковой использует классный руководитель (концептуальный, содержательный, технологический или процессуальный)?
- Учитель русского языка тратит много времени на то, чтобы всем учащимся было комфортно, чтобы на уроке всегда была благоприятная атмосфера, старается повысить настроение у каждого учащегося, всегда пресекает попытки некоторых учащихся обидеть одноклассников, посмеяться над неправильным ответом. Некоторые учителя и представители администрации считают, что эти усилия учителя чрезмерны и надо углубиться в содержание предмета. Как Вы считаете, прав ли учитель?
- По решению педагогического совета, школьный психолог провел комплексную диагностику учащегося первого класса, который не справлялся со школьной программой. В результате был поставлен психологический диагноз – задержка психического развития. Родителями ученика было рекомендовано перевести учащего в специализированную школу. Родители были возмущены, что без их согласия была проведена диагностика их ребенка и пригрозили тем, что они подадут в суд на школьного психолога и администрацию школы, которая сделала такой запрос. Правы ли родители, школьный психолог?
- Одна из учениц старших классов на тренинге личностного роста, когда психолог объясняла основу гуманного поведения к окружающим, говорила, насколько это важно, сказала, что вокруг столько хамства, преступлений и т.д. что люди со сформированным гуманным отношением к окружающим просто обречены на поражение. Их будут обманывать, совершать над ними различные виды насилия – прежде всего, психологического и они не смогут этому противостоять. Так надо ли учить этому современную молодежь. Какие Вы считаете, права ли ученица?
- Классный руководитель привела и представила в 9 «А» класс новую ученицу. После уроков группа наиболее активных мальчиков решила «устроить теплый прием» и спрятала портфель новенькой. Когда учитель зашла в класс после перемены, она по лицам сразу поняла кто замешан в этом. Как Вы считаете, как нужно поступить в данной ситуации?
- Опытный учитель вел классное руководство много лет – с пятого по одиннадцатый класс. За это время между учителем и учащимися сложились очень хорошие отношения, основанные на взаимопонимании. Но ребята выпустились, и учитель в новом учебном году получил в качестве классного руководства пятый класс. Ребята в этом классе попались совсем недружные, между ними нередки недоброжелательные выпады, взаимопонимания у нового класса с руководителем не было, большинство мероприятий, которые предлагал учитель, ими отвергались, крайне трудно было их чем-то увлечь. Все стратегии психологического воздействия, которыми владел учитель, теперь не работали. У учителя стали опускаться руки, он начал винить себя в своей педагогической несостоятельности. Как бы Вы поступили на месте учителя? Как Вы считаете, можно ли существенно улучшить ситуацию в данном классе?
- Школьный психолог в условиях перехода школьников на дистанционный режим активно осуществляет свою работу, но уже с применением дистанционных технологий. Как психологу методически грамотно провести мониторинг психоэмоционального состояния обучающихся с целью выявления «группы риска», склонных к суицидальным попыткам в дистанционном режиме?
- Вера Ивановна – учитель биологии с 25-летним стажем. Она – хороший учитель-предметник, ее учащиеся из года в год показывают стабильно высокие баллы по ЕГЭ, участвуют в олимпиадах по биологии. Вера Ивановна проходит очередную аттестацию, и ее послали на курсы повышения квалификации по психологии. Данное обстоятельство ее не очень радовало, так как она считает, что ее основная задача – дать учащимся прочные знания по биологии, а не тратить силы на поддержание психологического комфорта на уроках и содействовать психологическому развитию учащихся. По мнению Веры Ивановны, этим должны заниматься школьные психологи. К какому типу учителей, по отношению к психологическим знаниям, относится Вера Ивановна? Что нужно будет сделать преподавателю курсов, чтобы преодолеть стереотипы Веры Ивановны? Как может измениться профессиональная компетентность Веры Ивановны, если она усвоит психологические знания и сможет применять их на практике?
- Шел урок в 8 «Б» классе по географии. Толя Сидоров, как всегда, не слушал объяснение учителя, разговаривал, отвлекал других. Учитель – Евгения Павловна – в очередной раз думала: «Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре. – Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке? На следующий день Толя Сидоров, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил: – Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать? Я опять хочу подготовиться. В чем был секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?
- Общеобразовательная Школа №3, расположенная на окраине краевого центра, всегда была проблемной. В ней традиционно обучалось много детей из неполных, неблагополучных семей. Успеваемость всегда была низкая. Учащиеся школы нередко попадали в неприятные ситуации, в асоциальные компании, нередко преступали закон. Военно-патриотический клуб, который базировался в этом же районе, предложил создать на базе этой школы первый кадетский класс, в котором учащиеся смогли бы получать основы военной подготовки с последующим поступлением в военные учебные учреждения. Постепенно эта инновация захватила всю школу, которая спустя несколько лет была полностью преобразована в кадетский корпус. При этом на базе кадетского корпуса было осуществлено социальное партнерство между школой, военно-патриотическим клубом, в дальнейшем – с казачьим движением и военными вузами страны. Но эти инновации понравились не всем ребятам, часть была вынуждена уйти в другие общеобразовательные школы. Но большинство учащихся было очень довольно, многим это предопределило дальнейшую профессиональную судьбу. Которую они связали с армией. Как Вы считаете, целесообразны ли были подобные преобразования? Нужно ли было подобным образом перепрофилировать школу? Оправдало ли себя социальное партнерство? Дайте наиболее полный ответ.
- Вспомните такую стратегию сетевой формы взаимодействия, как «Вертикаль». Чем они характеризуются?
- Мальчик родился в неблагополучной семье. Отец много пьет. Мать все время на работе. Мальчик проводит время во дворе, где много сверстников из социальных низов, в компании дворовых ребят часто происходят драки и хулиганство. При этом сам мальчик тянется к знаниям, он добрый и хороший. Как вы полагаете: может в неблагополучном социуме вырасти хороший человек, живущий как бы вопреки правилам, обычаям, нравам своей среды? Если среда благоприятна – это достаточная гарантия, что в ней вырастит хороший человек? Дайте наиболее полный ответ.
- Говоря о том, какое место в социальной среде занимает образовательная среда, можно утверждать, что она является … социальной среды
- В числе основных функций образовательной среды – …
- Чешский психолог Б. Краус, анализируя семейную среду, выделяет в ней такие сферы, как …
- В теорию поля, разработанную Куртом Левиным, включены такие основные понятия, как «…».
- Особенности субъектов образовательной среды относятся к … компоненту структуры образовательной среды школы
- Символическое пространство школы относится к … компоненту структуры образовательной среды школы
- Структурно-содержательная характеристика образовательной среды, которая характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов, – это …
- Структурно-содержательная характеристика образовательной среды, которая характеризует значимость локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса и показывает иерархическое положение конкретной среды по отношению к другим источникам влияния на личность, – это …
- Тип образовательной среды … воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную
- Тип образовательной среды … формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим
- … модель – это одна из основных моделей безопасной и комфортной образовательной среды, разработанная В.И. Слободчиковым, где образовательная среда представляет собой не данность совокупности влияний и условий, а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося
- … модель – это одна из основных моделей безопасной и комфортной образовательной среды, где подчеркивается все возрастающая в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это традиционно было принято
- Под стратегией … понимаются основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам
- Социальная среда — это …
- Образовательная среда — это …
- Психологически безопасное общение включает …
- Последовательная неспособность педагога, родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, называется …
- Совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, называется …
- Феномен психологической безопасности в отечественной психологической науке рассматривается на уровне общества, в контексте проблемы национальной безопасности, как часть социальной безопасности – это …
- В психологическом отношении развивающее образование должно обеспечивать формирование и у ученика, и у педагога способности быть … своего развития, как компонента системы «ученик (и)– учитель».
- … понимает под психологической безопасностью состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
- Реализация личностного потенциала, связанная с активностью личности, её целеполаганием и уровнем притязаний, развитием субъектности, в создании продукта самостоятельной деятельности, называется …
- В числе признаков и черт психосоциальной (социально-психологической) дезадаптации – …
- В числе категорий детей, в большей степени подверженных дезадаптации, – …
- Психическое насилие – это …
- В числе наиболее часто встречающихся последствий психического насилия над детьми – …
- Такой вид проявления психологического насилия, как …, предполагает действия, нацеленные на управление социальной средой другого человека, разрушительные отношения посредством целенаправленных манипулятивных и деструктивных действий, наносящих ущерб социальному статусу жертвы и ее взаимоотношениям с другими людьми
- Такой вид проявления психологического насилия, как …, представляет собой групповую травлю и преследование, которое может проявляться в форме присваивания другому человеку обидной клички, придирок, насмешек, толканий, высмеивания, клеветы, распространения слухов, критики, объявления бойкота, дезинформации и др.
- Такой вид проявления психологического насилия, как …, представляет собой метод контролирования другого человека с применением ненормативной лексики, грубых и оскорбительных слов
- В числе основных социальных факторов, влияющих на проявление насилия и агрессивного поведения у детей и подростков – …
- В российских школах реализуется система профилактики насилия, в частности, в настоящее время прежде всего рекомендуются и поощряются такие формы работы, как …
- Когда школьный психолог проводит индивидуальную профилактическую работу с подростками, он при этом может реализовывать определенные стратегии – например, …
- Такая эффективная форма профилактики насилия в молодежной среде, как «социальный театр», родилась в …
- Удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды проявляется в переживаниях …
- К наиболее существенным критериям психического здоровья следует отнести …
- К проявлениям благоприятной психологической среды на уроке, свидетельствующим о благоприятном межличностном взаимодействии, можно отнести …
- Создание ситуации успеха на уроке – это …
- Отечественные ученые выделяют такие внутренние факторы, способствующие вовлечению молодежи в деструктивные интернет-сообщества, как …
- Отечественные ученые выделяют такие внешние факторы, способствующие вовлечению молодежи в деструктивные интернет-сообщества, как …
- В числе основных этических норм виртуального общения – …
- Методические рекомендации для учащихся и их родителей по обеспечению информационной безопасности при работе в виртуальной среде должны содержать определенные сведения – в частности, …
- В числе основных организационно-методических условий реализации психотехнологий для создания психологически безопасной образовательной среды – …
- В качестве психотехнологии для старшеклассников в образовательных организациях используется семинар-тренинг «Планирование жизненного пути и карьеры». В нем последовательно решаются различные задачи развития личности. Вот список задач тренинга: 1. Научить каждого ученика видеть то, как он тратит свое время в настоящем. 2. Научить каждого ученика определять, насколько он удовлетворен собой и своим образом жизни. 3. Дать возможность каждому ученику ставить самостоятельные цели и оценивать свои действия с точки зрения соответствия своим желаниям. 4. Помочь каждому ученику расширить диапазон своих возможностей. 5. Помочь ученику узнать себя – свои сильные и слабые стороны. Расположите эти задачи в порядке их реализации на тренинге.
- В числе основных условий предотвращения ситуаций психологического насилия в образовательной среде – …
- К основным формам психолого-педагогической профилактической работы в процессе создания психологически безопасной образовательной среды школы следует отнести …
- В числе основных задач психологической помощи, которые решаются в процессе психологической реабилитации – …
- В числе основных способов активизации личностных ресурсов в процессе организации психолого-педагогической профилактической работы – …
- Использование социально-психологического тренинга с целью обучения жизненно важным навыкам имеет определенные преимущества – в частности, …
- В ряду особенностей педагогического коллектива – …
- Социально-культурные факторы, влияющие на психическое здоровье, в частности на возникновение невротических реакций сотрудников, обусловлены …
- Психологическое воздействие оказывает существенное влияние на определенные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом, в частности, на …
- Согласно основным правилам формирования убеждений, …
- В условиях дистанционного обучения педагог-психолог не может осуществлять такой вид психологического консультирования, как …
- Педагог-психолог при коррекции обучающихся в условиях дистанционного обучения эффективно использует такие средства и формы работы, как …
- Педагог-психолог в условиях дистанционной работы не может использовать определенные средства и формы профилактической работы с обучающимися и их родителями (или их законными представителями) – в частности, …
- При определении исходного уровня профессиональной компетентности учителя при включении его в процесс повышения квалификации несущественными являются такие параметры, как …
- К основным затруднениям для учителей в реализации психологически компетентного профессионального поведения следует отнести …
- Разрешение проблемных ситуаций в процессе повышения квалификации способствует активному развитию психологической компетентности учителей. В качестве наиболее конструктивного зарекомендовал себя алгоритм работы, включающий в себя следующие этапы работы с учителями в процессе повышения квалификации: 1. Полученный банк данных анализируется и систематизируется, на этом основании выделяются наборы типичных ситуаций различных классов. 2. На основе разобранных ситуаций из банков данных формируется дидактический сборник педагогических ситуаций для использования на последующих занятиях активного обучения. 3. Учителям предлагается описать наиболее яркие ситуации из их индивидуального опыта, которые вызывали затруднения, или те проблемные ситуации, педагогическая целесообразность решения которых до сих пор вызывает сомнения. Все ситуации формируют банк данных группы. 4. Наборы типичных ситуаций из банка данных подвергаются методической обработке группой экспертов, в которую входят компетентные психологи и педагоги, а также независимые эксперты (учащиеся, родители, руководители образования). Расположите эти задачи по порядку их реализации в тренинге.
- Под новым качеством современного образования понимается соответствие …
- Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических задач, как …
- Соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся проявляется через …
- О необходимости развития социального партнёрства говорится в программных документах развития образования в Российской Федерации, в частности в …
- В числе основных признаков, которые характеризуют социальное партнерство в системе образования – …
- В состав образовательного кластера в процессе организации социального партнерства могут включаться …
- В числе стратегий сетевой формы взаимодействия между организациями, которые применяются в отечественной образовательной практике – …
- В числе основных функций социально безопасной образовательной среды – …
- В числе основных характеристик социально безопасной образовательной среды – …
- Вставьте пропущенные слова в ниже представленном высказывании В современном обществе (1)__ может выступать как субъект культуры при определенных условиях, а именно: является транслятором культуры и ценностей в обществе, то есть проявляет себя как активный (2)__ воспитания «социального характера», присущего большинству представителей данной культуры; создает (3)__ для творческой активности педагогов и учащихся, которые могут становиться сотворцами культуры; рождает особую (4)__ культуру, содержащую духовные и интеллектуальные ценности, накопленные на протяжении человеческой истории, служащие основой развития детей и молодежи. Проанализируйте приведенный текст. Какие слова, обозначенные номерами в скобках, пропущены в тексте?
- Учитель: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем?», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учитель (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса: «Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учитель: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать». Охарактеризуйте деятельность учителя.
- В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить». Каковы ваши действия?
- Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя. Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит: «Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста». Оцените действия учителя.
- На уроке по баскетболу проходят соревнования. В мальчика, который не попал в кольцо, вследствие чего команда проиграла, начинают кидать мячом и смеяться. Каковы должны быть действия учителя?
- Выделяют четыре критерия психологической безопасности образовательной среды: — защищенность от (1)__ насилия во взаимодействии для всех участников образовательного среды, убежденность в том, что пребывание в такой образовательной среде безопасно; — отношение к образовательной среде как важной, значимой; желание (2)__, ориентироваться в своей деятельности и поведении на коллективные цели, мнения и ценности; — уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия участников образовательных отношений; удовлетворенность основных (3)__в личностно-доверительном общении; — эффективность деятельности (4)__ в системе образования. Проанализируйте приведенный текст. Какие слова, обозначенные номерами в скобках, пропущены в тексте?
- Учитель, зайдя в класс, увидел, как один из учеников исправляет оценки в журнале. Учитель вызвал в школу родителей ученика. Но когда родители пришли и выслушали претензии педагога, они сказали, что их сын не мог совершить такого поступка, а учитель говорит неправду или прикрывает другого ученика. Какую психологическую защиту применили родители?
- Прозвенел звонок на первый урок в 8-м классе. Прошло минут 5–10. Учитель вел подготовку учащихся к восприятию нового материала. Вдруг слышится стук в дверь, заходит один из «трудных» подростков и начинает проситься в класс, попутно смеша учащихся смешными кривляньями. Начало урока было сорвано, учебный настрой ушел. Как следует поступить учителю?
- Молодого педагога назначили куратором в группу первого курса колледжа. Это была сложная ситуация, так как группа сформирована только минувшей осенью. Среди ребят чувствовалась разобщенность. Словом, группа не была коллективом. Куратор сумела заинтересовать ребят, приобщила их к делам группы и колледжа. Этому помогла осенняя экскурсия. Поездка помогла ей изучить характер каждого, выявить интересы и возможности ребят. Все мероприятия, проводимые в группе, способствовали созданию здоровых межличностных отношений и удовлетворяли потребность студентов в общении. Вот так одна из учащихся в сочинении писала: «Я иду в свою группу не просто учиться. Здесь мои товарищи, друзья, которые всегда помогут, разделят радость. Раньше у меня были друзья во дворе. Мы вместе гуляли по вечерам, говорили о тряпках. Сейчас мне жутко от того, какой бедной жизнью я жила. А вытащил меня из этой жизни моя группа. Я научилась ценить прекрасное, любить людей, верить в их доброту, приучилась отвечать за свои поступки. Я всегда тревожусь: а не подведу ли я свою группу, не пострадает ли она из-за меня?» Кто из нижеперечисленных авторов считает, что образовательная среда «начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения»?
- Ситуации c насилием начинаются практически еще с песочницы, когда один более активный ребенок подходит и отбирает у всех совочки, формочки и ведерки, а другие дети либо плачут, либо тоже начинают драться. Уже в этом возрасте – в 3-4-5 лет – нужно четко настраивать ребенка на умение договариваться с другими детьми. Нужно учить принимать осознанные решения в ситуации «вилки» – когда кто-то хочет от тебя что-то, а ты никак не хочешь этого давать, уметь постоять за себя в этом противостоянии. Человек пытается у тебя чего-то взять, а ты не даешь, и начинаешь драться. Или отдаешь, а потом чувствуешь себя униженным и слабым. Чтобы это не продолжалось бесконечно, чтобы ребенок не сформировался как источник насилия или жертва, нужно помочь ему взойти на следующую ступень человеческих взаимоотношений – ступень договоренности, нужно привить ему умение договариваться. Нужно рассказать ему, как можно договариваться, тому, что можно предложить: «Давай, хорошо, немного ты поиграешь с моими формочками, а я пока поиграю с твоей машинкой». То есть, нужно научить его искать и использовать какие-то конструктивные пути строительства взаимоотношений. По сути, нужно научить ребенка строить так называемые бизнес-отношения, то есть, договоренности о том, как сделать так, чтобы и ему и другим детям было выгодно дружить. И любое общение – это договоренности и соблюдение этих договоренностей. Какой форме жестокого обращения с детьми соответствует данное определение: умышленное причинение человеку телесных повреждений, которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений?
- Установите соответствие между психолого-педагогическими характеристиками поведения школьников и индикаторами такого поведения:
- К какому виду проявления психологического насилия можно отнести данное определение: систематическое насилие, травля со стороны одного подростка или группы подростков?
- Перечислите какие субъективные характеристики и личностные качества педагога способствуют эффективному формированию психолого-педагогической компетентности и профессиональной психологической культуры:
- Установите правильную последовательность этапов психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения:
- Говоря о том, какое место в социальной среде занимает образовательная среда, можно утверждать, что она является … социальной среды
- В числе основных функций образовательной среды – …
- Чешский психолог Б. Краус, анализируя семейную среду, выделяет в ней такие сферы, как …
- В теорию поля, разработанную Куртом Левиным, включены такие основные понятия, как «…».
- Особенности субъектов образовательной среды относятся к … компоненту структуры образовательной среды школы
- Символическое пространство школы относится к … компоненту структуры образовательной среды школы
- Структурно-содержательная характеристика образовательной среды, которая характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов, – это …
- Структурно-содержательная характеристика образовательной среды, которая характеризует значимость локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса и показывает иерархическое положение конкретной среды по отношению к другим источникам влияния на личность, – это …
- Тип образовательной среды … воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную
- Тип образовательной среды … формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим
- … модель – это одна из основных моделей безопасной и комфортной образовательной среды, разработанная В.И. Слободчиковым, где образовательная среда представляет собой не данность совокупности влияний и условий, а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося
- … модель – это одна из основных моделей безопасной и комфортной образовательной среды, где подчеркивается все возрастающая в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это традиционно было принято
- Под стратегией … понимаются основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам
- Социальная среда — это …
- Образовательная среда — это …
- Психологически безопасное общение включает …
- Последовательная неспособность педагога, родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, называется …
- Совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, называется …
- Феномен психологической безопасности в отечественной психологической науке рассматривается на уровне общества, в контексте проблемы национальной безопасности, как часть социальной безопасности – это …
- В психологическом отношении развивающее образование должно обеспечивать формирование и у ученика, и у педагога способности быть … своего развития, как компонента системы «ученик (и)– учитель».
- … понимает под психологической безопасностью состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
- Реализация личностного потенциала, связанная с активностью личности, её целеполаганием и уровнем притязаний, развитием субъектности, в создании продукта самостоятельной деятельности, называется …
- В числе признаков и черт психосоциальной (социально-психологической) дезадаптации – …
- В числе категорий детей, в большей степени подверженных дезадаптации, – …
- Психическое насилие – это …
- В числе наиболее часто встречающихся последствий психического насилия над детьми – …
- Такой вид проявления психологического насилия, как …, предполагает действия, нацеленные на управление социальной средой другого человека, разрушительные отношения посредством целенаправленных манипулятивных и деструктивных действий, наносящих ущерб социальному статусу жертвы и ее взаимоотношениям с другими людьми
- Такой вид проявления психологического насилия, как …, представляет собой групповую травлю и преследование, которое может проявляться в форме присваивания другому человеку обидной клички, придирок, насмешек, толканий, высмеивания, клеветы, распространения слухов, критики, объявления бойкота, дезинформации и др.
- Такой вид проявления психологического насилия, как …, представляет собой метод контролирования другого человека с применением ненормативной лексики, грубых и оскорбительных слов
- В числе основных социальных факторов, влияющих на проявление насилия и агрессивного поведения у детей и подростков – …
- В российских школах реализуется система профилактики насилия, в частности, в настоящее время прежде всего рекомендуются и поощряются такие формы работы, как …
- Когда школьный психолог проводит индивидуальную профилактическую работу с подростками, он при этом может реализовывать определенные стратегии – например, …
- Такая эффективная форма профилактики насилия в молодежной среде, как «социальный театр», родилась в …
- Удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды проявляется в переживаниях …
- К наиболее существенным критериям психического здоровья следует отнести …
- К проявлениям благоприятной психологической среды на уроке, свидетельствующим о благоприятном межличностном взаимодействии, можно отнести …
- Создание ситуации успеха на уроке – это …
- Отечественные ученые выделяют такие внутренние факторы, способствующие вовлечению молодежи в деструктивные интернет-сообщества, как …
- Отечественные ученые выделяют такие внешние факторы, способствующие вовлечению молодежи в деструктивные интернет-сообщества, как …
- В числе основных этических норм виртуального общения – …
- Методические рекомендации для учащихся и их родителей по обеспечению информационной безопасности при работе в виртуальной среде должны содержать определенные сведения – в частности, …
- В числе основных организационно-методических условий реализации психотехнологий для создания психологически безопасной образовательной среды – …
- В качестве психотехнологии для старшеклассников в образовательных организациях используется семинар-тренинг «Планирование жизненного пути и карьеры». В нем последовательно решаются различные задачи развития личности. Вот список задач тренинга: 1. Научить каждого ученика видеть то, как он тратит свое время в настоящем. 2. Научить каждого ученика определять, насколько он удовлетворен собой и своим образом жизни. 3. Дать возможность каждому ученику ставить самостоятельные цели и оценивать свои действия с точки зрения соответствия своим желаниям. 4. Помочь каждому ученику расширить диапазон своих возможностей. 5. Помочь ученику узнать себя – свои сильные и слабые стороны. Расположите эти задачи в порядке их реализации на тренинге.
- В числе основных условий предотвращения ситуаций психологического насилия в образовательной среде – …
- К основным формам психолого-педагогической профилактической работы в процессе создания психологически безопасной образовательной среды школы следует отнести …
- В числе основных задач психологической помощи, которые решаются в процессе психологической реабилитации – …
- В числе основных способов активизации личностных ресурсов в процессе организации психолого-педагогической профилактической работы – …
- Использование социально-психологического тренинга с целью обучения жизненно важным навыкам имеет определенные преимущества – в частности, …
- В ряду особенностей педагогического коллектива – …
- Социально-культурные факторы, влияющие на психическое здоровье, в частности на возникновение невротических реакций сотрудников, обусловлены …
- Психологическое воздействие оказывает существенное влияние на определенные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом, в частности, на …
- Согласно основным правилам формирования убеждений, …
- В условиях дистанционного обучения педагог-психолог не может осуществлять такой вид психологического консультирования, как …
- Педагог-психолог при коррекции обучающихся в условиях дистанционного обучения эффективно использует такие средства и формы работы, как …
- Педагог-психолог в условиях дистанционной работы не может использовать определенные средства и формы профилактической работы с обучающимися и их родителями (или их законными представителями) – в частности, …
- При определении исходного уровня профессиональной компетентности учителя при включении его в процесс повышения квалификации несущественными являются такие параметры, как …
- К основным затруднениям для учителей в реализации психологически компетентного профессионального поведения следует отнести …
- Разрешение проблемных ситуаций в процессе повышения квалификации способствует активному развитию психологической компетентности учителей. В качестве наиболее конструктивного зарекомендовал себя алгоритм работы, включающий в себя следующие этапы работы с учителями в процессе повышения квалификации: 1. Полученный банк данных анализируется и систематизируется, на этом основании выделяются наборы типичных ситуаций различных классов. 2. На основе разобранных ситуаций из банков данных формируется дидактический сборник педагогических ситуаций для использования на последующих занятиях активного обучения. 3. Учителям предлагается описать наиболее яркие ситуации из их индивидуального опыта, которые вызывали затруднения, или те проблемные ситуации, педагогическая целесообразность решения которых до сих пор вызывает сомнения. Все ситуации формируют банк данных группы. 4. Наборы типичных ситуаций из банка данных подвергаются методической обработке группой экспертов, в которую входят компетентные психологи и педагоги, а также независимые эксперты (учащиеся, родители, руководители образования). Расположите эти задачи по порядку их реализации в тренинге.
- Под новым качеством современного образования понимается соответствие …
- Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических задач, как …
- Соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся проявляется через …
- О необходимости развития социального партнёрства говорится в программных документах развития образования в Российской Федерации, в частности в …
- В числе основных признаков, которые характеризуют социальное партнерство в системе образования – …
- В состав образовательного кластера в процессе организации социального партнерства могут включаться …
- В числе стратегий сетевой формы взаимодействия между организациями, которые применяются в отечественной образовательной практике – …
- В числе основных функций социально безопасной образовательной среды – …
- В числе основных характеристик социально безопасной образовательной среды – …
- Вставьте пропущенные слова в ниже представленном высказывании В современном обществе (1)__ может выступать как субъект культуры при определенных условиях, а именно: является транслятором культуры и ценностей в обществе, то есть проявляет себя как активный (2)__ воспитания «социального характера», присущего большинству представителей данной культуры; создает (3)__ для творческой активности педагогов и учащихся, которые могут становиться сотворцами культуры; рождает особую (4)__ культуру, содержащую духовные и интеллектуальные ценности, накопленные на протяжении человеческой истории, служащие основой развития детей и молодежи. Проанализируйте приведенный текст. Какие слова, обозначенные номерами в скобках, пропущены в тексте?
- Учитель: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем?», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учитель (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса: «Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учитель: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать». Охарактеризуйте деятельность учителя.
- В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить». Каковы ваши действия?
- Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя. Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит: «Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста». Оцените действия учителя.
- На уроке по баскетболу проходят соревнования. В мальчика, который не попал в кольцо, вследствие чего команда проиграла, начинают кидать мячом и смеяться. Каковы должны быть действия учителя?
- Выделяют четыре критерия психологической безопасности образовательной среды: — защищенность от (1)__ насилия во взаимодействии для всех участников образовательного среды, убежденность в том, что пребывание в такой образовательной среде безопасно; — отношение к образовательной среде как важной, значимой; желание (2)__, ориентироваться в своей деятельности и поведении на коллективные цели, мнения и ценности; — уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия участников образовательных отношений; удовлетворенность основных (3)__в личностно-доверительном общении; — эффективность деятельности (4)__ в системе образования. Проанализируйте приведенный текст. Какие слова, обозначенные номерами в скобках, пропущены в тексте?
- Учитель, зайдя в класс, увидел, как один из учеников исправляет оценки в журнале. Учитель вызвал в школу родителей ученика. Но когда родители пришли и выслушали претензии педагога, они сказали, что их сын не мог совершить такого поступка, а учитель говорит неправду или прикрывает другого ученика. Какую психологическую защиту применили родители?
- Прозвенел звонок на первый урок в 8-м классе. Прошло минут 5–10. Учитель вел подготовку учащихся к восприятию нового материала. Вдруг слышится стук в дверь, заходит один из «трудных» подростков и начинает проситься в класс, попутно смеша учащихся смешными кривляньями. Начало урока было сорвано, учебный настрой ушел. Как следует поступить учителю?
- Молодого педагога назначили куратором в группу первого курса колледжа. Это была сложная ситуация, так как группа сформирована только минувшей осенью. Среди ребят чувствовалась разобщенность. Словом, группа не была коллективом. Куратор сумела заинтересовать ребят, приобщила их к делам группы и колледжа. Этому помогла осенняя экскурсия. Поездка помогла ей изучить характер каждого, выявить интересы и возможности ребят. Все мероприятия, проводимые в группе, способствовали созданию здоровых межличностных отношений и удовлетворяли потребность студентов в общении. Вот так одна из учащихся в сочинении писала: «Я иду в свою группу не просто учиться. Здесь мои товарищи, друзья, которые всегда помогут, разделят радость. Раньше у меня были друзья во дворе. Мы вместе гуляли по вечерам, говорили о тряпках. Сейчас мне жутко от того, какой бедной жизнью я жила. А вытащил меня из этой жизни моя группа. Я научилась ценить прекрасное, любить людей, верить в их доброту, приучилась отвечать за свои поступки. Я всегда тревожусь: а не подведу ли я свою группу, не пострадает ли она из-за меня?» Кто из нижеперечисленных авторов считает, что образовательная среда «начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения»?
- Установите соответствие между выделенными В. А. Ясвиным параметрами образовательной среды и их ключевыми содержательными характеристиками:
- К какому направлению внеурочной деятельности можно отнести встречу с ветеранами Великой Отечественной войны?
- Проанализировав работы И. А. Баевой, А. В. Литвиновой, М.Н. Коджаспировой, Л. А. Гаязовой выделите основные аспекты, отражающие направление проблемы безопасности образовательной среды
- Установите правильную последовательность этапов модели психологического сопровождения:
- Урок информатики. Примерно за 10 минут до конца урока, педагог вызывает к доске Никиту. Он должен составить программу на языке Pascal, используя алгоритм, изученный на уроке. Звенит звонок. Педагог просит всех выйти из класса, а Никиту остаться и решить задачу. Но учащиеся не уходят, а обступают Никиту, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты что, совсем глупый», «Это же совсем просто» и.т.д. В результате это начинает раздражать Никиту, и он просит педагога, что бы она попросила остальных выйти из класса. Педагог подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай, Никита. Ты даже простую программу не можешь правильно составить». Учащиеся начинают смеяться, а Никита хватает портфель и выбегает из класса. Хорошая успеваемость и дисциплина на уроке при неблагополучной социально-психологической атмосфере свидетельствует о наличии у педагога … стиля общения.
- Установите соответствие между типами образовательной среды и их характеристиками:
- Назовите свойство личности человека производить взаимообусловленные изменения в себе и в окружающей среде:
- Перечислите основные признаки социально безопасной среды:
- Установите правильную последовательность этапов технологии моделирования активной образовательной среды:
- Ситуация произошла в школе (7 класс) в физкультурном зале на соревнованиях по футболу между классами. Между учениками параллельных классов возник конфликт во время игры. Ребята столкнулись и начали выяснять отношения. Педагог побежал разбираться, в чем дело (уже почти дошло до драки). Когда он подошел к мальчикам и попытался вмешаться, один из учащихся грубо ему ответил (он не понял, что это учитель). Причиной послужило возбужденное, взбудораженное состояние ученика, вызванное случившимся конфликтом. Учащийся сказал такое сгоряча, не обратив внимание на того, кому он это говорит. Когда он понял, что это его обращение было направлено на педагога, он посчитал, что важнее в данный момент доказать свою правоту в конфликте с другим учеником (подростковый возраст – время реализации себя в первую очередь в коллективе сверстников), а потом уже выяснять отношения с учителем. Педагог добился того, чтобы встал вопрос об отчислении этого учащегося из школы (но его не отчислили). Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, называется…:
- Установите соответствие между выделенными В. А. Ясвиным параметрами образовательной среды и их ключевыми содержательными характеристиками:
- Определите виды проявления психологического насилия по описанию:
- Выберите методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности в образовательной среде.
- Установите правильную последовательность этапов психолого-педагогической экспертизы образовательной среды:
- «Костя вышел в коридор, тряхнул авторучкой, почему-то переставшей писать, и вдруг на новенькой, свежеокрашенной стене появились чернильные пятна. Наталья Александровна, видевшая это, подошла и сказала, что придется самому вымыть стену. Костя стал ожесточенно тереть пятна. Скоро они исчезли, но свежевымытая полоса отчетливо выделялась на стене. Тогда он решил промыть всю стену коридора. За этим занятием его застала классная руководительница. — Решил помочь тете Маше? Костя утвердительно махнул головой. Обманывать он привык, репутация врунишки шла за ним с III класса. Хотелось сначала сказать правду, но как-то так получилось… Учительница, уже знавшая причину Костиного усердия, промолчала. А вот на классном собрании громко заявила: — Мы от всей души должны поблагодарить Костю за помощь тете Маше, которую он добровольно оказал ей вчера. Костя видел одобрительные взгляды товарищей. Но по выражению лица учительницы понял, что она знает больше, чем он предполагал. Сам не зная почему, мальчик вдруг встал. — Я совсем не хотел помочь…— и рассказал, как было дело. — Я всегда. Костя, считала, что ты — честный человек, — заметила учительница. — А с этой минуты буду верить тебе еще больше. И все ребята будут тебя уважать, если будешь поступать так же честно, как сегодня. Возвращаясь к себе домой, мальчик думал: что бы еще такое сделать, чтобы честно признаться потом ребятам и пережить ту счастливую минуту всеобщего уважения к нему, которое он испытал?» . К факторам, стимулирующим развитие благоприятного психологического климата в коллективе, относятся:
- При составлении программы действий по созданию образовательной среды используются несколько типов планирования. Установите соответствие между типом планирования и его содержательной характеристикой:
- Педагогическая поддержка в личностно-ориентированном обучении – это….
- Выберите из нижеперечисленных наиболее существенные критерии психического здоровья:
- Установите правильную последовательность этапов проектирования образовательной среды, обеспечивающих качество образовательного процесса: