История отечественного искусства.фдир_БАК(1/3)

Скачать тест — (История отечественного искусства.фдир_БАК(1_3)_d8694c19.pdf)

  1. При создании собора Святой Софии в Новгороде зодчие взяли в качества образца киевский храм. Однако, привнесли ряд новшеств, отчего общий облик собора стал напоминать неприступную крепость своей монументальностью и сдержанностью форм.
    Почему это произошло?
  2. Одним из важнейших памятников Киевской Руси стала Десятинная церковь, построенная в 991-996 годах. Она была посвящена Богоматери, а своё название получила от того, что на её строительство князь Владимир отдавал одну десятую часть доходов казны. Возводили её греческие или болгарские мастера в соответствии со сложившейся традицией.
    Почему она имела большое значение для развития искусства?
  3. Наибольших достижений древние славяне достигли в искусстве обработки металла, уделяя особое внимание ювелирным украшениям. Археологи во множестве находят фибулы, кольца, подвески, которые были сделаны с использованием сложнейших техник на высочайшем уровне. Своё вдохновение древние мастера черпали в окружающем мире: растительные орнаменты и изображения животных чаще всего становились объектом для изображения.
    В связи с чем именно эти мотивы были распространены в искусстве древних славян больше всего?
  4. Христианство было принято при
  5. Десятинам церковь была освящена в честь
  6. Вятичи и кривичи носили височные кольца
  7. Дата Крещения Руси —
  8. В каких городах были воздвигнуты церкви по примеру Софии Киевской? (Укажите 2 варианта ответа)
  9. Спасо-Преображенский собор в Чернигове был заложен при
  10. При строительства храмов на Руси применялась
  11. Идолы, почитаемые языческими славянами, обычно устанавливались
  12. Во время богослужений князь обычно находился в храме
  13. Самый известный курган, найденный в Чернигове, носит название
  14. В 11 веке произошло важное событие для истории Древней Руси как полноправного христианского государства — причисление к лику святых князей Бориса и Глеба. Это были первые русские святые, которые впоследствии стали небесными защитниками русской земли. Церемония с перенесением их мощей в каменный храм в Вышгороде под Киевом стала знаковой.
    Почему это мероприятие имело такое значение, что в нём участвовали даже все великие князья?
  15. Успенский собор в Киево-Печерской лавре был одной из самых значимых построек того времени. По конструкции он был трёхнефным, одноглавым, с нартексом на западной стороне и П-образными хорами, доходящими до границ рукавов подкупольного креста. В Успенском соборе впервые исчезает многоступенчатость масс, поднимающихся к верху, характерная для многих более ранних храмов. При этом, выделенность расширенных центральных прясел и многоярусность членений остаются, что указывает на связь с архитектурой середины 11 века.
    Какой вывод об образности Успенского собора можно заключить, исходя из этого описания?
  16. Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого отличался богатой орнаменталистикой. На его стенках можно видеть кресты-хризмы, заключённые в лавровые венки, пальмы, стоящие по сторонам от голгофских крестов, рыб, образ которых связывался с аббревиатурой имени Христа.
    Почему были выбраны эти мотивы?
  17. Столица Древней Руси — город
  18. София Киевская была заложена в
  19. Сын Владимира, заложивший собор Святой Софии в Киева — это
  20. Отличительной особенностью Софии Киевской было наличие большого количества глав, всего которых было
  21. Живописным центром композиции росписей ансамбля Святой Софии была фигура
  22. Фресковые росписи со светскими мотивами можно найти в Соборе Святой Софии на стенах
  23. Название Остромирова Евангелия берёт своё начало от
  24. Главный въезд в Киев с южной стороны был отмечен
  25. Типологическим образцом для возведения церквей второй половины 11 века был
  26. Князья Борис и Глеб были причислены к лику святых в
  27. Московское княжество оказывало очень большое влияние на развитие иконописи в соседних с ней регионах в 14-15 веках. Свидетельства прямого влияния московского искусства можно видеть в памятниках, созданных в это же время в Твери, Новгороде, Ростове. Среди подобных памятников – икона «Сошествие Святого Духа» из Духова монастыря в Новгороде или написанное ростовских художником «Успение», древний храмовый образ Успенского собора Кирилло-Белозёрского монастыря.
    Почему происходил такой процесс?
  28. На иконе середины 14 века с изображением Бориса и Глеба святые изображены со значительной степенью выразительности. Геральдическая симметрия, сильные красочные аккорды, сочетающие киноварь и тёмно-синий лазурит с золотом фона, подчёркивают выражение внутренней решимости, читаемое в ликах князей. Их взгляды обращены в мир, от которого они приняли мучительную смерть, но вместе с ней и мученический венец.
    Что из этого лучше всего говорит об общем посыле иконы?
  29. В 15 веке в Новгороде были созданы уникальные иконы, такие как «Молящиеся новгородцы» и «Чудо от иконы Знамение», которые изображали особый взгляд новгородцев на то, какой может быть икона. Новгородская живопись выработала свой стиль — простой и лаконичный. Она избегала отвлеченного мудрствования, отбрасывала ненужные подробности, стремилась к конкретности и определенности в трактовке образов и евангельских сцен.
    Какая характерная особенность мировосприятия новгородцев повлияла на это?
  30. Иконографический сюжет, впервые появившийся в древнерусском искусстве — это
  31. Иконографический сюжет Деисуса подразумевает собой
  32. Житийная икона подразумевала под собой
  33. На иконе «Чудо от иконы Знамение» изображена/о
  34. На иконопись Русского Севера большое влияние оказали/а
  35. Одна из отличительных особенностей псковской школы иконописи — это
  36. Икону с изображением Дмитрия Солунского Владимирско-Суздальской школы иконописи отличает
  37. Своё развитие владимиро-суздальская школа иконописи получила в
  38. Постепенно с 14 века центр развития искусства перемещается в
  39. Икона «Спас Ярое Око» хранится в
  40. «Троицу» Андрея Рублёва отличает возвышенный строй образов, гармоничная цельность всего произведения, подобный тихой и нежной музыке линейный ритм и, наконец, единство колорита, который строится на сочетании удивительно тонко подобранных звучных и нежных красок, — все это определило совершенство произведения, проникнутого высоким человеческим содержанием. У Рублева одинаково равноправные, одинаково полные глубокой внутренней сосредоточенности образы ангелов проникнуты чувством бесконечной любви и нежности.
    Как другими словами сказать о значении «Троицы» для древнерусского искусства?
  41. Вместе с Даниилом Чёрным в 1408 году Андрей Рублёв расписал Успенский собор во Владимире. Ядро росписи составляют сцены обширного ансамбля Страшного суда, занимающего западные части трёх центральных нефов храма. Для Рублёва эта сцена не является ни событием весьма отдалённого будущего, ни мыслительной абстракцией. Он творится постоянно и больше похож на таинство исповеди, где каждый человек приносит себя на алтарь собственной совести, вглядываясь в глубины своей души.
    Какого состояния у посетителей храма пытался достичь Андрей Рублёв этими росписями?
  42. В основе иконостаса лежит изображение «Деисуса» — излюбленной композиции русских иконописцев, которая в 12 в. состояла всего из трех фигур — Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя, стоящих по сторонам от него в молитвенной позе. В дальнейшем к ним стали прибавляться изображения архангелов, апостолов и отцов церкви, которые в таких же молитвенных позах помещались по сторонам Богоматери и Крестителя. Над этим «деисусным» ярусом, или «чином», появился «праздничный чин», состоящий из икон с двунадесятыми праздниками, и, наконец, над ним еще два яруса икон — так называемые пророческий и праотеческий чины.
    Каков был смысл появления иконостаса?
  43. Центр Московского Кремля — это
  44. Сергий Радонежский основал
  45. Большим событием, которое сплотило народ, в истории Древней Руси в эпоху татаро-монгольского ига стала
  46. Андрей Рублёв был пострижен в монахи, а позднее захоронен в
  47. Первое упоминание в летописи об Андрее Рублёве относится к росписям
  48. Единственный памятник искусства миниатюры, к которому предположительно приложил руку Андрей Рублёв — это
  49. Свой творческий путь Андрей Рублёв начинал под руководством
  50. Впервые канон православного иконостаса сложился при оформлении
  51. В Успенском соборе во Владимире Андрей Рублёв расписывал стены с изображением сцен
  52. Самое значимое произведение Андрея Рублёва обычно считается икона
  53. В период пребывания на кафедре митрополита Алексия количество монастырей умножилось в несколько раз, они превратились в настоящие оплоты духовной культуры, нравственного воспитания народа. При нем и во многом благодаря ему началась духовная деятельность Сергия Радонежского. Идеалы, отстаиваемые основателем Троицкой обители под Москвой, получили общерусское признание, нашли многочисленных последователей.
    Как в этот период изменилось настроение и стилистика древнерусского искусства?
  54. Уже будучи знаменитым стенописцем Феофан Грек приехал в Новгород для применения своего таланта. Летописец в письме рассказывал много интересного о византийском художнике, о его неукротимом творческом темпераменте, о свободной манере творить, когда за работой он мог беседовать, проявляя весь свой недюжинный ум, о быстрой руке и точном рисунке художника. Его мастерство отличалось от приемов обычного ремесленника-иконописца.
    Какие отличительные особенности были в творческой манере Феофана Грека?
  55. Несомненным шедевром этого времени считается Донская Богоматерь, традиционно приписываемая за авторством Феофана Грека. Написана она была для Успенского собора в Коломне, откуда в 16 веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. По преданию, эту икону поднесли князю Дмитрию Ивановичу (впоследствии Донскому) донские казаки перед Куликовской битвой. В 1591 г. в память отражения набега крымских татар войсками царя Федора Ивановича в честь этой иконы основан Донской монастырь в Москве.
    Почему исследователи приписывают эту икону авторству Феофана Грека?
  56. В 1382 году Москва подверглась захвату ханом
  57. В 1363 году по повелению митрополита Алексея был возведен храм на Волотовом поле в
  58. Феофан Грек был призван из Византии в Новгород для росписи
  59. В куполе храма на Ильине улице изображён
  60. На восточной стороне Троицкого придела храма на Ильине улице изображена сцена
  61. Подъем новгородской монументальной живописи связан с
  62. Один из самых излюбленных персонажей в иконописи был
  63. На обратной стороне иконы Донской Богоматери изображен сюжет
  64. Авторство иконы Донской Богоматери традиционно приписывают
  65. Исследователи часто говорят о том, что на манеру Феофана Грека повлияли росписи
  66. Продолжателями именно новгородской линии развития монументальной живописи были художники, работавшие около 1130 года в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Техника и стиль из росписей непосредственно связаны с традицией, культивировавшейся в местной княжеской мастерской. Вместе с тем, сохранившиеся фрагменты говорят о том, что её создатели хорошо знали фрески Антониева монастыря и даже заимствовали оттуда некоторые типы лиц, а также отдельные приёмы. Помимо этого, для новгородских храмов 12 века было характерно особое отношение живописи и архитектуры, которое выражалось в том, что:
  67. Образцом новгородской иконописи 12 века может служить выносная двухсторонняя икона «Спаса Нерукотворного». Если Нерукотворный образ традиционно воспринимался как свидетельство о Боговоплощении, о пришествии Сына Божия в мир в человеческом образе, то сюжет на обороте иконы должен был напоминать о главной цели Боговоплощения – спасении человеческого рода через искупительную жертву.
    Какими выразительными средствами была достигнута такая степень выразительности?
  68. Устюжское Благовещение в своей иконографии восходит к восточно-христианскому искусству. Смысл ее — в объяснении сверхъестественного зачатия — воплощения божества. Поэтому Богоматерь с Христом на груди в русских источниках иногда называется Богоматерь Воплощение.
    Именно в этой иконе произошли значительные изменения в стилистике. Как теперь трактуются образы и сама сцена?
  69. В 12 веке происходит подъем новгородского зодчества, эталоном которой служил
  70. Собор Рождества Богородицы Антониев монастыря строился на деньги
  71. Основным элементом системы росписей собора Рождества Богородицы Антониева монастыря были
  72. Создание «Повести временных лет» относят к
  73. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря под Новгородом происходит икона «Георгия-воина», заказчиком которой был
  74. Сложение новгородского стиля монументальной живописи традиционно связывают с циклом росписей
  75. Икона «Устюжское Благовещение» изначально была создана в
  76. Новгородская икона «Спаса Нерукотворного» первой половины 12 века хранится сейчас в Третьяковской галерее, а изначально происходила из
  77. Для монументальной живописи и иконописи Новгорода 12 века характерно
  78. Икона с изображением Петра и Павла, хранящаяся в Русском музее, а изначально происходящая из Белозерска была создана
  79. В иконописи конца 16 века получило широкое распространение своеобразное направление – строгановская школа. Стргановские иконы, обычно небольшие по размерам, характеризуются тонкой манерой письма, почти ювелирной выписанностью деталей. Изысканная красочная гамма обильно включает золото и серебро. Художники умели захватить зрителя занимательностью рассказа. Фигуры святых на этих иконах имеют сильно вытянутые пропорции.
    Почему именно в этот период времени возникло такое направление?
  80. В 16 веке Русское Государство стало однозначно восприниматься в качестве центра православной религии. В это же время изменялась и идейная жизнь Руси. Условия общественной жизни, рост международных связей и авторитета молодого Русского государства заставляли шире смотреть на мир и обращаться к опыту науки и культуры других стран.
    Как это отразилось на искусстве?
  81. Дионисий был одним из самых прославленных русских иконописцев своего времени. Идеи времени нашли в творчестве Дионисия своеобразное воплощение. Художника волнует, прежде всего, проблема «строительства» человеческой личности. Для него человеческая жизнь – путь постоянного духовного совершенствования, блюдения и воспитания своей души, которая нуждается в защите и «заграждении» от «самовластия» самой себя. Основываясь на опыте своих предшественников и учителей, московских и пришлых балканских мастеров первой половины – середины 15 века, он создал универсальный язык изобразительных форм.
    Что отличает художественный язык Дионисия от его предшественников?
  82. Процесс объединения русских земель в единое государство завершается в
  83. Центром объединения русских земель становится
  84. Для укрепления границ Российского государства в 15-16 веках развернулось строительство
  85. Архитектор Успенского собора Кремля Аристотель Фиорованти приехал из
  86. В Благовещенском соборе Кремля помимо черт московской архитектуры можно увидеть и влияние
  87. Архангельский собор Кремля строился в качестве
  88. Дионисий был главным художником, расписывавшим
  89. Храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий вместе с сыновьями расписал в
  90. Икона «Церковь Воинствующая», написанная в 1502 году, была создана в честь
  91. Первая напечатанная книга Иваном Фёдоровым в 1564 году называлась
  92. На искусство первых десятилетий 17 столетия сильное влияние оказывают традиции архитектуры и живописи предшествующей эпохи, идеи и вкусы, культивируемые при дворе вновь избранного царя из рода Романовых. Типологические черты зодчества 16 века сохраняются и в постепенно возрождающемся монастырском строительстве. Развитие живописи в рассматриваемый период следовало примерно таким же путем, что и зодчество. В росписях и иконах первой половины столетия продолжают развиваться традиции «годуновских» и «строгановских» писем, культивируемые царскими мастерами.
    Что отличает иконы этого времени?
  93. Вместе с тем уже во второй половине 1630-х годов в живописи намечается иная тенденция, появляются первые признаки тяготения к торжественному монументальному стилю. Об этом свидетельствует роспись одного из самых крупных и особо чтимых храмов в России – Рождественского собора в Суздале (1635 – 1636). С наибольшей же полнотой приметы нового стиля дают о себе знать в росписях, созданных в 1640-х годах сводными артелями царских жалованных и кормовых мастеров и мастеров, вызванных из крупных городов и монастырей, которых называли «городовыми».
    В чём состояло важное отличие росписей этого времени от предшествующих?
  94. Симон Ушаков в «Слове…» об иконописи сравнивает живопись с зеркалом, отражающим истинную действительность. Почти все его иконы и вправду похожи на зеркала, чья серебряная амальгама способна принять в себе образ лица. Но в них нет бликов изменчивого, движущегося и исчезающего в открытом пространстве светового потока. Свет не приходит извне, он изливается из самого материала «иконы-зеркала», которое художник сравнивал с хорошо «отполированным предметом», извлекая объемную форму из глубины абстрактного фона, делая зримый мир горний, максимально приближая его к зрителю, отчего сам процесс «оживления» приобретает драматический характер мистерии.
    Как эта концепция проявляется в творчестве мастера?
  95. В 1613 году на российские престол был выбран первый представитель рода Романовых —
  96. В искусстве 17 века светское и религиозное искусство
  97. Приказ каменных дел в Москве занимался
  98. Церковь Покрова в царском селе Рубцове была воздвигнута в честь
  99. В 1620 – 1622 годах богатый «гость» Надей Светешников строит церковь Николы в
  100. В начале 17 века в иконописи и монументальных росписях храмов прослеживалось стремление к
  101. Патриарх Никон провёл церковную реформу, исторически разделившую культуру и общество, в
  102. Иллюстрациями влияния никоновской реформы можно считать росписи в
  103. С 1664 года по 1686 год царский изограф Симон Ушаков руководил
  104. Одним из лучших произведений Симона Ушакова, созданного им в 1671 году, считается икона
  105. Важные изменения претерпевало религиозное содержание искусства. Искусство сохраняло религиозный характер, но вместе с тем все более и более проникалось светским началом. Все усиливавшийся интерес художников к реальной жизни сообщал и архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного жизнелюбия. Что произошло в живописи в качестве подтверждения этого факта?
  106. В живописи 1670-1680-х годов тема сада, окруженного стеной, становится одной из самых популярных. Изображения его отличаются реалистической точностью деталей, но тонкая красочность, зыбкость колорита, напоминающего о переливах перламутра или драгоценных эмалей, ювелирная тонкость рисунка и элементы перспективы придают его образам характер идеальный, оттенок поэтической мечты.
    Эта же тема нашла своё воплощение и в архитектуре. Как это проявилось?
  107. Композиции росписей храма Иоанна Предтечи в Толчкове не образуют последовательно развивающихся циклов, но строятся так, что зритель сам может и должен выбирать, на что следует обращать внимание, искать и находить объяснение заинтересовавшим его сюжетам и эпизодам. Не случайно художники активно используют в изображениях многочисленные транспаранты и свитки с текстами, содержащими необходимый комментарий или прямые цитаты из иллюстрируемого сочинения. Такова, например, сцена, представляющая Христа перед судом. Свитки с развернутыми текстами в руках первосвященников и книжников превращают эту сцену в изображение настоящего вероучительного диспута, а зрителям дают возможность принять активное участие в нем.
    Для чего это делалось?
  108. Оружейная палата стала своеобразным прообразом Академии искусств и располагалась в
  109. Одной из важных специфических черт искусства 17 века является
  110. Мастера Прокопий Чирин, Истома Савин, Никифор Савин работали в так называемом направлении
  111. На иконе Никиты Павловца «Богоматерь Вертоград Заключенный» проявляется важная для 17 века концепция
  112. В Оружейной палате появляются живописцы, которые открывают новые жанры
  113. В 1672-1673 годах для Посольского приказа мастерами Оружейной палаты было создано несколько экземпляров книги «Титулярник», где были изображены
  114. В 17 веке появился новый жанр живописи, в котором сочетались стилистика иконы и светского портрета, называемая
  115. В 17 веке плоскость стены храма получила новую трактовку, заключающуюся в
  116. Росписи церкви Иоанна Предтечи в Толчкове выделяются тем, что
  117. Для монументальных росписей, созданных в конце восьмидесятых – девяностые годы 17 века, характерно
  118. Процесс преодоления средневековых художественных форм, очень динамичный и противоречивый, в конце концов привел к ломке традиционной системы и возникновению в России на рубеже XVII и XVIII веков искусства нового времени.
    Какие исторические события повлияли на формирование новой стилистики?
  119. Жилые дома 17 века постепенно из глубины городской усадьбы выдвигаются к красной линии застройки улицы и вытягиваются по ее оси. На смену традиционному хоромному строению приходят здания, возводимые единым блоком. Дом из оплота замкнутого частного быта, благочестивой семейной жизни превращается в место больших собраний, ассамблей. Увеличиваются размеры палат, их высота, этажность.
    С чем связано такое изменение городской застройки?
  120. В 17 веке в храмовом зодчестве усилились традиции светской архитектуры. Наиболее ярко они нашли свое выражение в так называемых нарышкинских церквях, сооруженных близ Москвы на средства родственников жены царя Алексея Михайловича – Нарышкиных.
    Что для них было характерно?
  121. Так называемая раннепетровская или предпетровская эпоха начинается со смерти царя Фёдора Алексеевича в
  122. В конце 17 века значительное влияние на русскую культуру начали оказывать выходцы из
  123. В начале своего правления Петр I для укрепления союзнических отношений побывал с визитом в ряде стран Западной Европы, который впоследствии назвали
  124. В 17 веке получила широкое распространение светская каменная архитектура в виде хором, теремов и дворцов, черпавшая свое вдохновение в
  125. Самым выразительным элементом храма Рождества в Путинках в Москве является
  126. Тип посадской церкви в 17 веке был разработан в
  127. Новые черты храмовой архитектуры в конце 17 века проявились в ряде церквей, перекликающиеся с западноевропейским барокко, и носившие название
  128. Церковь Знамения в Дубровицах представляет собой
  129. Самым известным памятником древнерусского деревянного зодчества конца 17 — начала 18 веков следует считать
  130. В небольших провинциальных городах продолжается сооружение грандиозных храмов, отсылающих к вековой традиции, и примером этого направления может служить
  131. Древнерусское искусство возникло в результате слияния …
  132. Древний период в истории искусства России длился …
  133. На рисунке ниже изображен …
  134. Основа крестово-купольного храма – это …
  135. София Новгородская имеет …
  136. Иконопись – это вид … живописи
  137. Парсуна – это …
  138. Андрей Рублев был …
  139. Андрей Рублев является представителем … школы иконописи
  140. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры – это памятник … архитектурной школы
  141. Монастырь, в котором Андрей Рублев принял монашеский постриг, – …
  142. Церковь Старое Вознесение – это памятник … архитектурной школы
  143. Рисунок или узор из скреплённых между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали – это …
  144. На рисунке ниже изображен храм Святой Софии в …
  145. Наиболее распространенной формой древнерусской архитектуры были … храмы
  146. Древнейшие сохранившиеся иконы относятся к …
  147. Смальта – это …
  148. Храм Покрова на Нерли – это памятников … архитектурной школы
  149. Христос Пантократор в храме Софии Киевской – это …
  150. Темпера – это …
  151. Памятник архитектуры, изображенный на рисунке ниже, – это …
  152. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью – это памятник … архитектурной школы
  153. Московская архитектурная школа является наследницей … школы
  154. На рисунке ниже изображена икона Андрея Рублева …
  155. Икона «Благовещение (с прядущей девицей)» относится к …
  156. Роспись водяными красками по сырой штукатурке – это …
  157. Икона «Устюжское Благовещение» относится к … иконописной школе
  158. Икона «Никита Воин» Прокопия Чирина относится к … иконописной школе
  159. Икона «Спас Нерукотворный» относится к … иконописной школе
  160. Семен Спиридонов Холмогорец является представителем … иконописной школы
  161. Первый клад в России был найден в …
  162. Клад – это …
  163. Клад можно датировать по …
  164. Инскрипт – это …
  165. Основой для работы древнерусских ювелиров был(-и) …
  166. Цата – это …
  167. Чернь – это …
  168. Братина – это …
  169. Канфарник – это …
  170. Ювелирные изделия Новгорода XVI века характеризуются …